СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Слайд 1 Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. 

Слайд 2. По данным исследований лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, до 40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. Абсолютно  здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.    

Слайд 3. Согласно  ФГОС приоритетными задачами образования являются:

  • сбережение и укрепление здоровья учащихся;
  • формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни;
  • выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Слайд 4. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости  учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

Слайд 5. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.     Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является также новая структура урока. Компоненты комплексной модели урока, способствующие высокой продуктивности учебного процесса и позволяющие сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:

  • физкультминутки, динамические паузы (снимают напряжение общей моторики);

 смена видов деятельности (разнообразие заданий: чтение, аудирование, говорение, письмо,  направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости); Наиболее оптимальный для учащихся урок с использованием пяти видов деятельности. Время на каждый вид деятельности должно составлять в среднем 7 минут.  При такой организации урока средняя работоспособность учащихся выше, а  утомляемость – ниже .

  •  игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);

 

  •  подача материала наиболее доступным рациональным способом (использование ИКТ);
  •  нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
  •   музыкальное сопровождение (использование песен, музыкальных пауз).

Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения языку.

Остановимся подробнее на каждом из них:

Слайд 6. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.  Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут.

(Пример)-We go to the zoo. Hand and shoulders.

Все эти рифмовки забавны и могут  также использоваться для тренировки лексики. На уроках также практикуются  зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

This is mother, kind and dear. ( берем за большой палец)

This is father, standing near, (берем за указательный)

This is brother see how tall, (безымянный)

This is sister, not so tall. (средний)

 This is baby sweet and small (мизинец)

This is the family one an all.(сжимаем в кулак)

На уроках английского языка обязательно используются  песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Видеофизминутка: Clap your hands

Слайд 7. На сайте http://videouroki.net/ можно скачать бесплатные видео физминутки на русском языке.

Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка.(пример, I am sitting )

Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Игра «Аукцион» (упражнение с цифрами). Показывается или называется предмет. Остальные  учащиеся по очереди угадывают, сколько он стоит. Владелец реагирует только словами больше или  меньше, пока не будет названа точная цена. Игру можно использовать на любые темы или интересные факты статистики. Например,  угадать число жителей города, высоту горы, длину знаменитого корабля «Титаник», даты жизни знаменитых людей и т.д

Игра «Угадай предмет». Играют три команды. В пакет кладется предмет. Ведущий рукой ощупывает его и отвечает на вопросы первой команды. Каждая команда  задает по три вопроса, так чтобы ответить можно было только «Да» или «Нет». Если команда не угадала, что находится в пакете, ход переходит следующей команде.

 

Массажные игры

Eyes, are you ready? (поглаживание век)

Yes, we are. (быстро открыть и закрыть глаза)

Ears, are you ready? (поглаживание ушей)

Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)

Hands, are you ready? (поглаживание рук)

Yes, we are. (хлопки в ладоши)

Legs, are you ready? (поглаживание ног)

Yes, we are. (притопывание)

Children, are you ready? (развести руки в стороны)

Yes, we are. (обнять себя)

 

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений. Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по – английски).

3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).

4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).

5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).

6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk, And walk and walk.

На уроках можно проводить дыхательную гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например упражнение «Шарик». Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons»! На счёт 1,2,3,4- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» Аналогичная игра может называться и подругому – «Дайверы» (с     задержкой      дыхания) В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке физкультминуток,  как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе,  позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

 

29.12.2014 15:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!