СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взрослые тайны детских рисунков (шпаргалка для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взрослые тайны детских рисунков

(шпаргалка для родителей)

Кому из родителей не хотелось бы узнать, о чем думает их малыш, что его тревожит и как он себя ощущает в этом мире. «Можно спросить у него» - скажете вы, а если ребенок еще не говорит или ему сложно выразить свои чувства. Да и часто ли у нас, взрослых, получается свои переживания, чувства и эмоции выразить словами, а как быть человеку, опыт общения которого только начинает формироваться? Несмотря на то, что задача не из легких, существует способ познать внутренний мир малыша: дайте ему альбом и карандаши. Рисунок – это бесценный источник информации для родителей, педагогов и психологов: о чем ребенок мечтает, что его пугает, какие потребности испытывает и как себя ощущает в окружающем мире – все это можно прочитать на листе бумаги. И, хотя, некоторые психологи утверждают, что рассказать о рисунке может только сам автор, потому как наше субъективное мировосприятие наложит штамп на картину, существуют некоторые закономерности, которые не нуждаются в пояснении.

Палитра – зеркало души

Швейцарский психотерапевт, профессор Макс Люшер, занимавшийся исследованиями психики человека в области цвета, утверждал, что цвет может раскрыть не только психические качества, но и поведать о состоянии здоровья юного пациента. Каждый из цветов имеет свой символический смысл:

Зеленый – говорит о настойчивости и упрямстве юного художника, независимости, уравновешенности и стремлении к безопасности;

Желтый – символизирует оптимизм, позитивный настрой и любознательность;

Синий – характеризует сосредоточенность, самоанализ, концентрацию на внутренних переживаниях;

Красный – дает понять, что автор находится на пике активности, легко возбуждается и даже склонен к агрессии, с хорошей силой воли и направленностью во вне;

Серый - показатель безразличия и безучастности, нежелания говорить о внутренних тревогах и переживаниях;

Фиолетовый – любят фантазёры, эмоционально богатые личности, полагающиеся на собственную интуицию;

Чёрный – признак подавленности, отрицания, желания разрушать и что-то менять.

Однако не только цветовая гамма, но и количество цветов используемых в рисунке несут смысловую нагрузку. Так, если ребенок 4 – 5 лет развивается нормально и его эмоциональное состояние стабильное, то мы увидим от 5 до 6 различных цветов на его картине, большая палитра цвета говорит о богатом творческом потенциале личности, а использование всего 1 - 2 цветов, может символизировать дискомфорт и нежелание общаться в данный момент. Если ребенок хочет рисовать простым карандашом и отказывается брать цветные, то вероятно в его жизни не хватает положительных эмоций и ярких событий.

Техника рисунка – зазеркалье внутреннего мира

Наравне с цветовой гаммой, многое поведает родителям и техника выполнения рисунка:

Так, если ребенок, рисуя, сильно нажимает на карандаш, это верный признак внутренних переживаний и тревожности малыша;

Неуверенный, слабый нажим, недорисованные детали говорят об эмоциональности и психической неустойчивости личности;

Размашистый, небрежный рисунок характеризует его автора как импульсивную личность, способную к быстрой смене видов деятельности;

Изображение, которое постоянно вытирается, исправляется, сигнализирует о высокой тревожности и скрытых страхах малыша;

Если рисунок имеет много элементов, постоянно дополняется и украшается автором, то это значит, что ребенок не ощущает поддержки со стороны взрослых, переживает не признанность родителями, педагогами и хочет чтобы его заметили, похвалили.

Организация картины – отражение отношений

Скажи мне, где ты меня нарисовал, и я скажу, как ты ко мне относишься. Так можно интерпретировать анализ структуры детского рисунка. Композиция рисунка может поведать о том, к кому ребенок эмоционально привязан, а с кем находится в конфликтных отношениях. Объект, изображенный большим и ярким, возле которого находится сам малыш, символизирует человека, к которому ребенок испытывает чувство любви и привязанности. Персонаж, не симпатичный автору будет находиться на рисунке в стороне. А тот, кого малыш изобразил спиной или в профиль, вызывает у ребенка негативные воспоминания. Если, рисуя семью, малыш кого-то забыл изобразить, это явный признак недавнего конфликта с объектом, а отсутствие на рисунке самого ребенка говорит о его одиночестве в семье, он рисует дом, в котором ему нет места.

Расположение рисунка на листе – индикатор развития личности

Ценную информацию несет и месторасположение рисунка на листе. Так психологи утверждают, что изображение, которое находится на средней линии листа, характерно для гармонично развивающейся личности.

Изображение смещается вверх - самооценка у ребенка завышена, он чувствует неудовлетворенность своим местом в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих.

Соответственно - стремление рисунка вниз можно трактовать как нерешительность малыша, низкую самооценку личности и нежелание самоутверждаться.

Рисунок уходит в левый угол – ребенок нацелен на прошлый опыт, характерна низкая мыслительная активность, отсутствие стремления к действию.

Рисунок стремится в правый угол – ребенок спешит в будущее, он активный, целеустремленный и позитивно настроенный.

Рисуйте в удовольствие, избавляясь от тревог

Рассмотрев рисунок как способ диагностики, следует отметить и его замечательные коррекционно - реабилитационные способности. Так, психологи рекомендуют ребенку, который находится в подавленном, угнетенном состоянии, дать лист бумаги, карандаши и попросить нарисовать что-нибудь. Анализируя изображение, можно на месте осуществлять коррекцию психофизического состояния. Грегга Ферса в своей книге «Тайный мир рисунка (исцеление через искусство)» описывает следующую ситуацию:

Девочка, лежа в постели, рисует зверюшку, одинокую и всю в слезах. Терапевт спрашивает у малышки: «Почему зверек один и так горько плачет?» Девочка отвечает, что зверек наказан, он был плохой, и теперь никто не хочет с ним дружить. «А можно как-то исправить положение?» - пытается узнать врач. «Никак» - отвечает ребенок. Однако терапевт не сдается и просит девочку подумать, как можно было бы помочь бедному зверьку. Через какое-то время малышка решает нарисовать вокруг зверюшки еще и других зверей, чтобы те пригласили бедняжку погулять. Дорисовывая героев на картине, постепенно девочка меняет и саму зверюшку, та становится снова веселой и счастливой. Позже врач выясняет, что за девочкой не смогли приехать родители, поэтому она была так расстроена и подавлена. Когда терапевт пришла снова навестить малышку, та уже весело играла с другими детьми».

В этой истории процесс рисования стал исцеляющим для ребенка, он помог пережить трудную ситуацию и вернуть хорошее эмоциональное настроение.

Таким образом, если ваш малыш грустит или обижен, предложите ему нарисовать свою проблему на бумаге. Спросите, а что хочет его, например, черная клякса, может она желает превратиться в принцессу или в бушующий океан, на дне которого находятся обломки затонувшего корабля, а это уже совсем другая история.

Любите своих детей, будьте к ним внимательны, помогайте им творчески развиваться и помните слова Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».

Категория: Психологу
05.02.2017 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!