СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взятие Бастилии (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Robert FOHR et Pascal TORRÈS, « La prise de la Bastille, le 14 juillet 1789 », Histoire par l'image [en ligne], consulté le 31/10/2022. URL : histoire-image.org/etudes/prise-bastille-14-juillet-1789

Автор представленной картины неизвестен. Произведение хранится в замке Версаль. В отличие от картины Лалльмана, где художник пытался передать восстановить события и исчезнувшие постройки, неизвестный мастер насыщает свое произведение яркими эмоциями.

Заговор аристократов после собрания Генеральных штатов, известие об увольнении министра Неккера 11 июля, которое Камиль Демулен назвала «набатом патриотов Сен-Бартелеми», вызвали сильное волнение у жителей Парижа. Голод становится реальной угрозой, король сосредоточил войска вокруг Парижа. Одновременно с провозглашением «повстанческого муниципалитета» была создана буржуазная милиция.

Гнев народа растет и в конечном итоге вызывает восстание. Толпа, теснившаяся перед Бастилией, не стремилась напасть на эту почти пустую государственную тюрьму, которая тем не менее оставалась символом королевского произвола: это была неприступная крепость. Собравшиеся потребовали от губернатора Бернара Жордана де Лоне оружия и отвода орудий, направленных на предместье Сен-Антуан. Начав переговоры, Лоне открыл огонь по толпе. В пять часов он капитулировал. Затем он был убит вместе с ректором торговцев Флесселей во время его перевода в Hôtel de Ville. Это революционное событие привело к выводу войск из Парижа, отзыву Неккера, назначению Байи главой муниципалитета, а Лафайета — главой Национальной гвардии.

Анонимная картина, свидетельствующая среди многих других о событии, вдохновившем многих французских и иностранных художников, живописцев, рисовальщиков и граверов того времени, изображает момент, когда губернатора де Лоне доставляют в городской отель. Вокруг разводного моста крепости земля усеяна трупами столкнувшихся французских гвардейцев и национальных гвардейцев. Поднятые пики и штыки, дым костров — все способствует драматизации этого героического и освободительного момента. Орудия на переднем плане вызывают главный аргумент, лежавший в основе штурма Бастилии: отвод оружия был направлен на предместье Сен-Антуан.

Как комментирует эту композицию гравюра революционного периода: «Надо было скрыть от глаз безобразную картину самого зверского вероломства! Лоне совершил свое преступление! В сердцах ярость, и во всех глазах светится жажда мести. Артиллерийские марши, ружейная пальба стреляет, буржуазное ополчение, национальная гвардия врываются в древнюю тюрьму, первая ограда которой взламывается…»

Демонстрация героического напора народа в действии и жажды справедливости: вот что становится правилом революционной пропагандистской живописи, усиленной распространением гравюры.

01.11.2022 06:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!