СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-педагогическом процессе в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В настоящее время остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям данной категории. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается.

Актуальность разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в специализированных учреждениях связана также с изменением общественной позицией по отношению к детям-инвалидам, детям-сиротам, с усилением роли семьи в воспитании ребенка с проблемами в развитии.

В ГКУ ЦССМ «Южное Бутово» осуществляется комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Безусловно, все специалисты должны взаимодействовать в процессе сопровождения и оказания квалифицированной помощи детям указанной категории.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

В своей статье мы остановимся на проблеме взаимодействия в работе учителя-дефектолога и воспитателя группы.

Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий (УУД). Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.

4. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для подробного примера рассмотрим взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при изучении такой предметной области как ознакомление с окружающим.

Учитель-дефектолог проводит занятие по ознакомлению с окружающим один раз в неделю в соответствии с лексическими темами, утвержденными учебной частью на текущий учебный год. В течение недели он старается включить учебный материал этой предметной области в содержание других дисциплин, варьировать материал для достижения эффективности усвоения базовых понятий и овладения действиями.

По этим темам и воспитатели планируют все свои занятия. Основными методами обучения являются: действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения во время экскурсий и прогулок, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение прозаических и стихотворных текстов, составление тематических альбомов, дидактические игры.

Например, учитель-дефектолог и воспитатель определили следующее содержание по теме «Овощи» в структуре индивидуального плана для ребенка дошкольного возраста, находящегося на III этапе обучения:

Тема

Базовые понятия

Универсальные учебные действия

Овощи

Овощи, морковь, капуста, огород; собирать, солить; сырой, вареный

  1. Узнавать/называть натуральные овощи, муляжи, предметные картинки
  2. Понимать обобщающее понятие «овощи» (выполнять простую классификацию, выделять лишний предмет по обобщающему понятию, по цвету, по форме)
  3. Показывать один или много овощей (муляжи, предметные картинки)
  4. Понимать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (морковь - моркови)
  5. Подбирать овощи по форме, цвету, размеру
  6. Узнавать овощи по вкусу, на ощупь
  7. Понимать значение предлогов «в», «на» /употреблять в собственной речи
  8. Выполнять двухступенчатую инструкцию («Возьми морковь и положи ее на тарелку»)
  9. Отвечать указательным жестом или одним-двумя словами на вопросы по картинке с изображением овощей
  10. Отвечать указательным жестом или одним-двумя словами на вопросы по прослушанному прозаическому, стихотворному текстам об овощах

Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:

  • дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
  • воспитатель закрепляет их.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем благодаря организации разнообразных занятий (беседа, рисование, лепка, аппликация, игра) и во время режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода.

Развитие речи

Наблюдения, беседы; рассматривание сюжетных картин; экскурсии на огород, кухню; отгадывание загадок; заучивание стихотворений; дидактические игры «Найди и назови», «Овощной магазин», «Поваренок», «Назови ласково», «Один – много», «Угадай на вкус», «Найди пару», «Четвертый лишний».

Конструирование

Складывание разрезных картинок, пазлов, упражнения с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша

Лепка

Корзина с овощами, угостим зайку морковкой и т. п.

Рисование

Нарисуй красные овощи, круглые овощи и т. п.

Мелкая моторика

Выполнение пальчиковых игр, упражнений на развитие общей моторики, выкладывание из мозаики и др.

Сенсорика

Закрепление формы, цвета, величины: «Выбери красные овощи», «Сложи в корзинку овощи овальной формы» и т. п.; «Чудесный мешочек», «Где что выросло?», «Соберем урожай» «Угадай по вкусу», «Расскажи, какой», «Выбери овощи для салата», «Где половинка, а где целое?», «Найди такой же» (цвет, форма, величина), «Повар» (большие овощи в большую кастрюлю, маленькие в маленькую)

Театрализованная деятельность

Инсценировка «Хозяйка с базара …», «Репка».

Работу с воспитателями можно осуществлять в следующих формах:

  • тематические педсоветы, консультации;
  • мини-педсоветы с участием педагогов, работающих с определенным воспитанником;
  • индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
  • деловые игры, «круглый стол»;
  • творческие гостиные;
  • теоретические и практические практикумы;
  • картотеки методических рекомендаций для воспитателей по каждой предметной области.

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.

Категория: Прочее
04.01.2016 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!