СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В настоящее время остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям данной категории. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается.
Актуальность разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в специализированных учреждениях связана также с изменением общественной позицией по отношению к детям-инвалидам, детям-сиротам, с усилением роли семьи в воспитании ребенка с проблемами в развитии.
В ГКУ ЦССМ «Южное Бутово» осуществляется комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Безусловно, все специалисты должны взаимодействовать в процессе сопровождения и оказания квалифицированной помощи детям указанной категории.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
В своей статье мы остановимся на проблеме взаимодействия в работе учителя-дефектолога и воспитателя группы.
Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.
Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.
Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий (УУД). Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.
Для подробного примера рассмотрим взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при изучении такой предметной области как ознакомление с окружающим.
Учитель-дефектолог проводит занятие по ознакомлению с окружающим один раз в неделю в соответствии с лексическими темами, утвержденными учебной частью на текущий учебный год. В течение недели он старается включить учебный материал этой предметной области в содержание других дисциплин, варьировать материал для достижения эффективности усвоения базовых понятий и овладения действиями.
По этим темам и воспитатели планируют все свои занятия. Основными методами обучения являются: действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения во время экскурсий и прогулок, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение прозаических и стихотворных текстов, составление тематических альбомов, дидактические игры.
Например, учитель-дефектолог и воспитатель определили следующее содержание по теме «Овощи» в структуре индивидуального плана для ребенка дошкольного возраста, находящегося на III этапе обучения:
Тема |
Базовые понятия |
Универсальные учебные действия |
Овощи |
Овощи, морковь, капуста, огород; собирать, солить; сырой, вареный |
|
Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:
Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем благодаря организации разнообразных занятий (беседа, рисование, лепка, аппликация, игра) и во время режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода.
Развитие речи |
Наблюдения, беседы; рассматривание сюжетных картин; экскурсии на огород, кухню; отгадывание загадок; заучивание стихотворений; дидактические игры «Найди и назови», «Овощной магазин», «Поваренок», «Назови ласково», «Один – много», «Угадай на вкус», «Найди пару», «Четвертый лишний». |
Конструирование |
Складывание разрезных картинок, пазлов, упражнения с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша |
Лепка |
Корзина с овощами, угостим зайку морковкой и т. п. |
Рисование |
Нарисуй красные овощи, круглые овощи и т. п. |
Мелкая моторика |
Выполнение пальчиковых игр, упражнений на развитие общей моторики, выкладывание из мозаики и др. |
Сенсорика |
Закрепление формы, цвета, величины: «Выбери красные овощи», «Сложи в корзинку овощи овальной формы» и т. п.; «Чудесный мешочек», «Где что выросло?», «Соберем урожай» «Угадай по вкусу», «Расскажи, какой», «Выбери овощи для салата», «Где половинка, а где целое?», «Найди такой же» (цвет, форма, величина), «Повар» (большие овощи в большую кастрюлю, маленькие в маленькую) |
Театрализованная деятельность |
Инсценировка «Хозяйка с базара …», «Репка». |
Работу с воспитателями можно осуществлять в следующих формах:
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.
© 2016, Иванова Ирина Николаевна 7600