СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Трудности 5-классников:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- ослабление контроля со стороны как учителей так и родителей;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Рассмотрим, как обстоят дела с адаптацией по математике.
Сравним результаты обучения по математике за 4 класс и 1-ю четверть 5 класса.
Учитель нач. классов |
Алейникова Светлана Анатольевна |
Юсуфова Лемара Шевкетовна. |
Шарапова Алла Михайловна |
Максимович Анна Петровна |
Учитель математики 1 четверть |
Петрова Мария Александовна |
Софу Эльвина Искандеровна. |
Софу Эльвина Искандеровна. |
Софу Эльвина Искандеровна. |
Учитель математики 2 четверть |
Петрова Мария Александовна |
Дякова Наталия Владимировна |
Петрова Мария Александовна |
Гаспаров Азиз Ленурович |
Подтвердили свои оценки за 4 класс по математике
Класс |
Всего |
«5» |
5 –А |
|
Гусева, Исмаилова, Карнаухова, Евдошенко, Матушкин, Овчинников. |
5 –Б |
22 / 28 |
Вагнер, Глухова, Нечепоренко, Самойленко |
5 –В |
21 / 28 |
Дьяченко, Носач, Первых, Усеинова |
5 –Г |
21 / 29 |
Алябьев, Вахламова |
Повысили/понизили свои оценки в 1 четверти 5 класса в сравнении с годовой за 4 класс по математике
Класс |
Повысили |
Понизили |
5 –А |
10 / 29 |
1 Нечипас А. |
5 –Б |
3 / 28 |
3 Багриновская П., Емельянов Н., Пузанова Е. |
5 –В |
8 / 28 |
- |
5 –Г |
|
5 ВасильевТ, Кондрюкова В, Лущик С, Романенкова В, - Саруханян А. |
Приведем ещё одно сравнение итоговой контрольной работы за 4 класс и диагностической работой в 5 классе. Предлагаемая диагностическая контрольная работа по математике в 5 классе была нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Данная контрольная работа предполагала проверку следующих предметных умений:
При проверке диагностической контрольной работы были выявлены типичные ошибки при:
Учащиеся показали хорошие достижения предметных результатов для следующих элементов содержания:
Результаты сравнения годовой контрольной работы и диагностической работы по математике в 5 – А классе
в 5 – Б классе
в 5 – В классе
в 5 – Г классе
Подтвердили свои оценки по математике
Класс |
Всего |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
5 –А |
14 /27 |
- |
7 |
5 |
2 |
5 –Б |
11 / 25 |
1 |
3 |
4 |
3 |
5 –В |
4 / 22 |
2 |
1 |
1 |
- |
5 –Г |
8 / 24 |
3 |
1 |
2 |
2 |
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сказать, что адаптация в 5 классе по математике прошла хорошо. Учащиеся 5-А, 5-В класса повысили уровень обучения, 5 – Б остался на прежнем уровне и только в 5 – Г – понизился.
Между тем перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется ёще необходимо решить:
© 2018, Дякова Наталия Владимировна 1656