СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО "Преемственность в обучении и адаптации по математике учащихся 5 классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все наши замыслы превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • отличием систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.

Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- ослабление контроля со стороны как учителей так и родителей;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Рассмотрим, как обстоят дела с адаптацией по математике.

Сравним результаты обучения по математике за 4 класс и 1-ю четверть 5 класса.

Учитель нач. классов

Алейникова Светлана Анатольевна

Юсуфова Лемара Шевкетовна.

Шарапова Алла Михайловна

Максимович Анна Петровна

Учитель математики

1 четверть

Петрова Мария Александовна

Софу Эльвина Искандеровна.

Софу Эльвина Искандеровна.

Софу Эльвина Искандеровна.

Учитель математики

2 четверть

Петрова Мария Александовна

Дякова Наталия Владимировна

Петрова Мария Александовна

Гаспаров Азиз Ленурович

Подтвердили свои оценки за 4 класс по математике

Класс

Всего

«5»

5 –А

  1. / 29

Гусева, Исмаилова, Карнаухова, Евдошенко, Матушкин, Овчинников.

5 –Б

22 / 28

Вагнер, Глухова, Нечепоренко, Самойленко

5 –В

21 / 28

Дьяченко, Носач, Первых, Усеинова

5 –Г

21 / 29

Алябьев, Вахламова

Повысили/понизили свои оценки в 1 четверти 5 класса в сравнении с годовой за 4 класс по математике

Класс

Повысили

Понизили

5 –А

10 / 29

1 Нечипас А.

5 –Б

3 / 28

3 Багриновская П., Емельянов Н., Пузанова Е.

5 –В

8 / 28

-

5 –Г

  1. / 29

5 ВасильевТ, Кондрюкова В, Лущик С, Романенкова В,

- Саруханян А.

Приведем ещё одно сравнение итоговой контрольной работы за 4 класс и диагностической работой в 5 классе. Предлагаемая диагностическая контрольная работа по математике в 5 классе была нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Данная контрольная работа предполагала проверку следующих предметных умений:

  • умение записывать числа в пределах миллиона;
  • умение сравнивать числа в пределах миллиона;
  • умение записывать и решать уравнение;
  • умение решать составную задачу;
  • умение выполнять действия с 0 и 1;
  • умение выполнить письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
  • умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении без скобок;
  • умение выполнить письменное умножение и деление многозначных чисел;
  • умение выполнять преобразование величин;
  • умение сравнивать единицы измерения величин;
  • умение измерять длину отрезка;
  • умение находить периметр прямоугольника;
  • умение находить площадь прямоугольника.

При проверке диагностической контрольной работы были выявлены типичные ошибки при:

  • письменном умножении и делении многозначных чисел;
  • письменном сложении и вычитании многозначных чисел;
  • нахождении неизвестного компонента и решении уравнения;
  • преобразовании величин;
  • решении составной задачи на совместное движение.

Учащиеся показали хорошие достижения предметных результатов для следующих элементов содержания:

  • Разряды натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел.
  • Сложение и вычитание чисел.
  • Порядок выполнения действий.
  • Задачи на движение.
  • Единицы измерения длин отрезков.
  • Периметр квадрата.
  • Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей.

Результаты сравнения годовой контрольной работы и диагностической работы по математике в 5 – А классе

в 5 – Б классе

в 5 – В классе

в 5 – Г классе

Подтвердили свои оценки по математике

Класс

Всего

«5»

«4»

«3»

«2»

5 –А

14 /27

-

7

5

2

5 –Б

11 / 25

1

3

4

3

5 –В

4 / 22

2

1

1

-

5 –Г

8 / 24

3

1

2

2

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сказать, что адаптация в 5 классе по математике прошла хорошо. Учащиеся 5-А, 5-В класса повысили уровень обучения, 5 – Б остался на прежнем уровне и только в 5 – Г – понизился.

Между тем перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется ёще необходимо решить:

  • сформировать навыки и умения обучения в новых условиях;
  • научиться контролировать свои эмоции, управлять ими;
  • научиться принимать успехи и поражения;
  • развивать умение добиваться цели;
  • развивать в себе умение соревноваться и сравнивать свои и чужие результаты;
  • сформировать навыки сотрудничества внутри коллектива;
  • развивать учебную мотивацию, познавательную активность;
  • развивать в себе самостоятельность и ответственность.

16.12.2018 15:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!