СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второе путешествие в театр. Балет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                      Разработка урока  музыки

 5 класс

Второе путешествие в театр. Балет.

 Эпиграф урока:

Классический балет  есть замок красоты.

                                                                                  И. Бродский

Цель:

  • познакомить детей с  основными особенностями  балетного искусства, творчеством П.И Чайковского, термины балет, либретто, па-де-де, па-де-труа, па-де -катр, балетная вариация;
  • развитие вок-хор.навыков, муз.памяти, творческого мышления;
  • воспитание отваги, мужества, доброты, верности, желания защищать слабых.

 

УДД:

  • обучающиеся  знакомятся  и самостоятельно находят  особенности балетного искусства, определяют  их, открывают новые факты творчества русского композитора  П. Чайковского;
  • участвуют в анализе музыкального языка развития музыки, составляют сенкан к слову БАЛЕТ;
  • выражают свои выводы,суждения, составляют свой проект–цветок-искусств:
  • раскрывают в себе доброту, мужество, отвагу, желание  защищать слабых и т. д.

  Тип:  комбинированный

 Форма: урок-проект

                                                            Ход урока:

     I.Мотивация  учебной деятельности.

 

       Звучит  « Вальс цветов», появляются  девочки-цветы, исполняют танец.

 

Учитель:

-Рады встречи с вами!

 

    II. Приветствие.

 

Ученица:

_-Мы  хотим пригласить вас на встречу  с  жанром музыкального сценического искусства. Давайте не будем гадать.

 Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?

 

Учитель: В основу оперы, балета

Берётся книжечка…?

Ученики: Либретто

Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка. Хор, солистов голоса, - Всех подружила…?

 

Ученики: Музыка.

 

Учитель:

Бывает драматический, бывает музыкальный. Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный! Его придумал режиссёр, играют в нём артисты. Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.

 

Ученики: Спектакль.

 

Учитель:

Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные…?

 

Учитель: 

Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Хайтарма ” зазвучит - Исполнят для вас  татарский …?

 

Ученики: Танец.

Учитель:

  Вы правильно все отгадали и вместе с девочками –цветами  мы отправимся в  прекрасный музыкальный мир театра. А в конце урока каждый из вас выполнит свой  небольшой проект   « Цветок –искусств», где мы определим с вами, какие же виды искусств участвуют в его создании. Поэтому вы заранее принесли лепестки  и все необходимое для этого.

 

            - Театр уж полон, ложи блещут,

              Партеры и кресла, всё кипит,

              В райке нетерпеливо плещут,

              И, взвившись, занавес шумит…

 

              Блистательна, полувоздушна,

              Смычку волшебному послушна,

              Толпою нимф окружена,

              Стоит Истома, она,

              Одной ногой касаясь, пола,

              Другою медленно кружит

              И вдруг прыжок, и вдруг летит

 

 

Учитель:

- С этими  словами    А.С. Пушкина мы отправляемся во второе путешествие в театр, где мы познакомимся с классическим балетом.

Давайте попросим  наших гостей  рассказать  о классическом  балете, как жанре музыкального искусства.

 

Ученица:

 -  Балет- слово французского происхождения, а на латинском языке БАЛЛО означает  ТАНЦУЮ. В создании балетного спектакля участвуют танцоры- солисты, кордебалет, симфонический оркестр, дирижер, балетмейстер, художники по костюмам и декорациям.

 

Ученица:

 - Удивительно, что балет зародился в 18 веке, ведь танцы сопровождают жизнь человека  с древних времен. Во многих странах, России,Италии, Франции, уже шли музыкальные  представления, в которых наряду с поэтическим словом и пением присутствовали танцы и пантомима.

 

-Учитель:

Ребята, а вам знакомо слово ПАНТОМИМА?

( ответы детей-  собери определение)

 

            Пантомима- выразительные движения тела, жеста и мимики  по музыку.

 

Ученица:

-Всему миру известны имена  лучших отечественных танцоров и хореографов

Г.Уланова, М.Плесецкая, Н.Бессмертнова, Е.Максимова, В.Васильев, Ю Григорович, Н.Цискаридзе и др.

 

 

Учитель:

Давайте вспомним основные балетные номера.

(разгадывают по презентациям)

 

Ребята, а кто узнал музыкальный фрагмент, кто  его автор.

 

(« Вальс   цветов»  из балета П.Чайковского « Щелкунчик»)

 

III.Основная часть.

Учитель:

-В основу балета « Щелкунчик» П.Чайковского положен сюжет сказки   И.Гофмана. Благодаря творческому  союзу двух замечательных  мастеров 19 века -хореографа Мариуса Петипа и композитора на сцене  петербургского Мариинского театра был создан балет, который радует уже более ста лет своих зрителей.

 

 Девочки цветы рассказывают краткое содержание:

 

 Ученица:

   Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочки Мари подарили куклу для раскалывания орехов-Щелкунчик.

 

Ученица:

  -С наступлением  ночи оживает  таинственный мир. Выползают из своих нор мыши во главе с мышиным королем. Храбрый Щелкунчик   вступает с  ними в неравный бой. Ему на помощь приходит Мари- она бросает туфельку в предводителей мышей  и спасает Щелкунчика.

Щелкунчик превращается в прекрасного принца.

 

 

 Учитель:

  -А сейчас, ребята мы послушаем с вами еще  один вальс   из  балета

« Щелкунчик»-« Вальс снежных хлопьев». Этот вальс провожает Мари и принца в сказочную страну, где их встречает фея Драже. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы.

-Мы с вами прослушаем и проследим за развитием музыки, какие средства выразительности использовал композитор.

 

IV.Слушание « Вальс снежных хлопьев»

 

(дети определяют настроение из словаря эстетических эмоций, характер)

 

Учитель:

     Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?

Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши.

Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?

Ученики: Мне кажется, что пел хор.

 

Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

Ученики:

Вокализ

 

Учитель:

 

 -Ребята, хотелось обратить ваше внимание на слова   И.Бродского о балете:

 

                                Классический балет есть замок красоты.

 

 ( Беседа  и рассуждения вместе с детьми. Подвести их к выводу о красоте движений( тела), музыки, костюмов, декораций, души человека, которые раскрываются в балете.)

 Как вы    понимаете эти  слова, о какой красоте говорит поэт? А для этого  составим  СЕНКАН на слово БАЛЕТ:

 

1.Балет

2.классический,волшебный      

3.рассказывает, показывает, выражает

4.Замок красоты души и тела

5.Театр....Танец....Жанр

 

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.

 

  Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.

(собирают цветок-искусств из лепестков в парах)

   Учитель:

Какие еще виды искусств участвуют в создании балета?

 

(сколько лепестов-столько искусств)

(музыка, литература,хореография, изобразительное искусство, драматическое искусство)

 

Ученица:

  -Благодаря союзу музыки, хореографии, литературы,  драматического и изобразительного искусства, появляется незабываемое зрелище-БАЛЕТ.

 

 

  1. Вок-хоровая деятельность. Распевание. Разучивание песни 

«Все очень просто ».

 

 

  1. Подведение итогов урока. Релаксация.

 

Видеотест « Балет»

 

         Все болезни человечества, все трагические несчастья заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать.                                   Жан Батист Мольер

 

 Танец — это тайный язык души.

      (Марта Грэхем)

 

VII.Оценивание.  Дом.задание-рисунок к балетам П.Чайковского.

Категория: Музыка
29.12.2014 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!