СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности детей 7-9 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым [5, с. 140].

К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Основные личностные особенности первоклассника:

  • отношение к познанию как к игре;
  • большая впечатлительность на фоне сложностей выделения главного, существенного в изучаемом;
  • доверие к учителю на фоне высокой потребности в похвале со стороны учителя;
  • большая подражательность и послушание по отношению к значимым взрослым (учителю);
  • повышенная реактивность (импульсивность, нетерпеливость, стремление к действию) на фоне несформированной ответственности за себя, свои достижения в учебной деятельности. В учебной деятельности ребенок познает себя, у него складываются представления о себе и самооценка. На развитие самопознания оказывает влияние школьная отметка успеваемости. От характера самооценки зависит и отношение младшего школьника к самому себе [9, с. 12].

Важно, чтобы умение ребенка было ценным «в глазах» сверстников (и взрослых). Лучше всех играет в футбол, решает задачи, играет на гитаре, поет, рисует и так далее. Когда сверстники положительно оценивают того или иного «умельца», он чувствует свою ценность (индивидуальность). Адекватная самооценка предполагает:

  • уверенность в себе (без самолюбования);
  • самокритичность (без самоедства) [14, с. 268].

Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским оценкам. Поэтому педагог должен учитывать, что:

  1. конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);
  2. конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной [6, с. 272].

В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлексивных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих действий, знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. В результате целенаправленного формирования действия оценки младший школьник научится фиксировать трудности и анализировать их причины.

Младший школьный возраст. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей [15, с. 155].

Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественной значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов и воображения ребенка.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ) [5, с. 145].

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия:

  • 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;
  • 6-9 лет - описание картины;
  • После 9 лет - интерпретация увиденного. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями [6, с. 276].

С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал.. [24, с. 144].

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.). Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированости этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности [20, с. 15].

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания [9, с. 14].

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха [25, с. 34].

С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми [26, с. 27].

Когнитивное развитие. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая [5, с. 156].

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [35, с. 169].

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности [27, с. 11].

Общение. Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность.

Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам. Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем - четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников [29, с. 56].

Эмоциональное развитие. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению [5, с. 164].

Основными возрастными характеристиками морального развития в младшем школьном возрасте становятся следующие:

• снижение родительского авторитета и взрослых в целом (за исключением учителя в первые два года обучения в школе);

• отказ от пассивного послушания и следования моральным нормам из послушания;

• ориентация на сверстников и отношения с равными;

• выделение норм справедливости равенства как основополагающих в системе партнерских отношений;

• стремление испытать последствия, в том числе и внутриличностные, нарушения моральных норм;

• осознанное отношение к моральным и социальным нормам, способность анализировать их и обосновывать;

• формирование моральных чувств: эмпатии, чувства стыда, чувства вины как регуляторов морального поведения;

• развитие морального мышления и конвенционального уровня моральных суждений [9, с. 21].

Таким образом младший школьный возраст является одним из самых важных периодов жизни человека, в котором формируются все первоначальные качества. По выше изложенному можно выделить виды развития:

  1. Физическое
  2. Эмоциональное
  3. Когнитивное

Общение – это самый важный компонент в жизни человека, которое люди употребляют в целях своего удовлетворения. Для данного возраста общение необходимо для личного развития как личность, так и развитие социализации в обществе.

Категория: Всем учителям
11.06.2022 12:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!