СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание самостоятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Доклад на МО

Классных руководителей

Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания. Общество пришло к осознанию приоритетности в образовании именно воспитания, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития». Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Важнейшие задачи воспитания заключаются в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность классного руководителя. В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников: детей, родителей, педагогов,

представителей общественных объединений и организаций. На разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на классного руководителя возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека. А готов ли классный руководитель к выполнению поставленной задачи? С 90-х годов прошлого столетия наблюдается тенденция определения самим общеобразовательным учреждением статуса и содержания деятельности воспитателя в школе. Классные руководители по существующему в образовательном пространстве законодательству имеют право на свою авторскую воспитательную программу, сами определяют формы, методы, содержание работы на основании стоящих целей и задач воспитания. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом: • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности. Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано, однако лишь в школьном возрасте, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. У воспитанников коррекционных школ самостоятельность формируется очень слабо. Ввиду несовершенства поведенческого самостоятельного контроля и несформированности нервной системы, её задержки развития. За такими детьми нужен постоянный контроль со стороны взрослых соответственно диагнозу ребёнка – в большей или меньшей мере. К концу подросткового же возраста при правильном воспитании самостоятельность формируется: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и может брать ответственность за свои поступки и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое. Если говорить о воспитании самостоятельности, то классным руководителям можно дать следующие рекомендации:

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Вмешивание в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят должно быть минимальное и носить направляющий характер. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоя-тельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но взрослым при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. Важно не препятствовать воспитаннику в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Нужно стараться давать ребенку возможность попробовать свои силы. Поддерживать и одобрять его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь ребёнку порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у него что-то не получается, нужно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

4. Неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе.

5. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в школе-интернате, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в среднем школьном возрасте еще невелики, но все-таки они есть. В 11- 14 лет воспитанники в состоянии убрать, например, свою постель, спальню, делать генеральную уборку в классе. Также обязанностью школьника может стать поливка комнатных растений, дежурство по столовой, по школе, но здесь постоянно требуется контроль со стороны взрослых.

6. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

7. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

8. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Нужно давать детям понять, что вы им доверяете сделать ту или иную работу самостоятельно, и, чтобы они почувствовали это ваше доверие. При этом не скупится на похвалы и тактичные замечания, тогда они будут только рады в следующий раз порадовать своими успехами в своей самостоятель-ности. Для развития самостоятельности у школьников важно определить для себя следующие задачи: • изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в среднем школьном возрасте; • выявление уровней проявления самостоятельности у детей среднего школьного возраста;

• формировать у детей навыки самообслуживания; • развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; • научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях; • воспитывать в детях духовно-нравственные качества. Уверена - что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции. Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (убирает, умывается, ест и т.д.). Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Я считаю, что самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить учителю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны. Как отмечал Л. А. Венгер, « взрослые учат детей не деятельности, а только действиям». Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Я считаю, что воспитанник коррекционного учреждения имеет слабую мотивацию на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Но задача классного руководителя и состоит в том, чтобы подобрать мотивацию к самостоятель-ной деятельности для каждого воспитанника, найти индивидуальных подход к каждому ребёнку, с учётом его психофизического состояния. Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях. Итак, я придерживаюсь мнения, что самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться. Самостоятельность – верная спутница личностного развития. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы:

- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

-способность рассчитывать только на свои силы;

-выражение своих чувств, творчество;

-умение распоряжаться собой, своим временем;

-умение ставить перед собой задачи и решать их самому”.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Формирование самостоятельности у воспитанников в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида имеет определённые особенности, связанные с диагнозами детей. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельнос-тный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепен-но, и начинать это дело следует как можно раньше. Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально. Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Приведу пример из моей практики. В классе были дети, которые чувствовали себя неуверенно, зажато, с трудом выражали свои мысли, некоторые испытывали страх и неуверенность при общении. Я поставила перед собой цель: раскрепостить детей, добиться того, чтобы каждый ребёнок без страха рассказал о своей деятельности не только перед своими товарищами, но и перед незнакомыми взрослыми. В классе мы часто беседовали на разные темы: о перелётных и зимующих птицах, о животных в нашем зоопарке, о труде, о профессиях, о разных событиях, которые произошли в жизни детей и др. Во время этих бесед дети самостоятельно предлагали свои варианты представлений на эти темы в виде рисунков, стихов, самодеятельности. И теперь я уже могу гордиться некоторыми результатами моей работы: дети свободно обменивались информацией, делали выводы. Они принимают самое активное участие в жизни класса и школы. Эта работа была начата с воспитанниками 6-го класса ещё в начальной школе, учителем Сытник Людмилой Васильевной, я только продолжаю её, закрепляя полученные результаты и дополняя их новыми возрастными изменениями. Считаю, что в этом есть и моя заслуга. С воспитанием самостоятельности у воспитанников моего класса повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей. Подводя итог можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода школьного возраста. Я считаю: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

26.04.2015 22:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!