СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На каждом этапе развития человечества существовал свой комплекс представлений о том, как правильно следует растить детей.
На каждом этапе развития человечества существовал свой комплекс представлений о том, как правильно следует растить детей. «Апрель» решил разобраться в гендерных принципах воспитания подрастающего поколения, которых придерживались наши предки.
Первобытное общество
Первобытных людей едва ли беспокоил вопрос, как следует относиться к немногим выжившим в суровых условиях мезолита малюткам. Такого явления как моногамная семья еще не существовало, роль пап и мам выполняли все взрослые представители рода.
Необходимым знаниям и навыкам ребята учились у старших товарищей. Едва научившись держать копье, homo sapiens мужского пола отправлялся на охоту. Поскольку женщины и девочки тоже часто покидали жилище, чтобы собрать немного съедобных ягод и прополоть грядки, заботу о младенцах обычно поручали старикам.
Со временем многолюдные общины вытеснила привычная нам семья, где ведущая роль в воспитании отводилась матери.
После появления занятий, вроде лечения болезней или предсказания погоды, которые не требовали физической силы и ловкости, но пользовались большим авторитетом у соплеменников, пролетарии второй категории задумались о том, как сохранить и приумножить собственные знания – чтобы их детям и детям их детей жилось вольготно. Так появилось два принципиально значимых для человечества явления: письменность и школа.
Древние цивилизации
Как социальный институт школа оформилась в эпоху первых цивилизаций. В Древней Месопотамии существовали, так называемые, дома табличек (по-шумерски – эдубба), в которых мальчиков обучали грамоте. Роль учителя в такой школе сводилась к изготовлению «учебников» – табличек, с которых дети списывали текст.
Позже, когда в эдуббах стали преподавать астрономию, географию, математику, медицину, историю и другие науки, у студентов появилась возможность общаться с преподавателем, узнавать, почему следует писать именно так, а не иначе. Кроме того, появились эддубы для девочек из знатных семейств, программа которых не отличалась от мужской школы.
В Древнем Египте школы возникали при храмах и домах знатных особ. Как и в Месопотамии, основными предметами школьной программы были чтение и письмо. Однако в некоторых учебных заведениях преподавали различные науки, а также правила этикета и даже иностранные языки. А в I тысячелетии до н.э. появились школы врачей и астрономов.
Важной составляющей школьного воспитания в Египте была дисциплина. «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал», – сказано в одном из древних папирусов.
И в Междуречье, и в долине Нила образование было платным, и потому доступ к знаниям имели лишь отпрыски знатных семейств.
Древняя Греция
Древние греки стали первыми, кто додумался вынести вопрос воспитания детей на государственный уровень. Учеба перестала быть исключительной прерогативой богачей – муниципальные школы были бесплатными и каждому гражданину полагалось уметь считать и писать.
В период расцвета древнегреческой цивилизации главными национальными трендсеттерами в сфере образования выступали города-полисы Афины и Спарта.
В Афинах, считавшихся центром наук, искусств и ремесел, к обучению в школах допускались только мальчики. В 7 лет юный афинянин приступал к изучению грамматики, арифметики, музыки, пения и декламации литературных произведений.
С 12-13 лет дети постигали основы астрономии и философии. Тогда же начиналось физическое воспитание. В спортивных школах (палестрах) мальчики делали гимнастику, занимались бегом, плаваньем, борьбой, упражнялись в метании копья и диска.
Эквивалентом современной старшей школы в Афинах была гимнасия. Здесь молодые люди 16-18 лет изучали логику, риторику, философию, этику. В роли лекторов в гимнасиях часто выступали видные политики, поэты и философы.
В Спарте из юных граждан (кстати, независимо от их пола) растили воинов. Поэтому каждый одобренный советом старейшин (читай: не сброшенный со скалы) ребенок, достигнув тех же семи лет, начинал активно закалять тело и дух.
В программе спартанской начальной школы (с 7 до 15 лет) было всего 2 академические дисциплины – чтение и письмо. Большую часть своего времени дети посвящали физподготовке. При этом условия тренировок были по-армейски суровыми, их учили переносить боль, голод, холод, подвергали различным, порой, не только болезненным, но и унизительным испытаниям – вроде публичной порки.
С 15 лет образовательную программу дополняли уроки музыки – подростки разучивали строевые песни. По достижении 18-летнего возраста спартанцев посвящали в эфебы – юноша становился членом военной общины. Еще пару лет он тратил на закрепление полученных в школе знаний и навыков, совершенствовал военное мастерство.
Примечательно, что воспитание девочек в Спарте было практически аналогичным. В отличие от Афин в Спарте женщины обладали теми же правами и свободами, что и мужчины. Жену не рассматривали как собственность супруга, она могла владеть недвижимостью и рабами, и должна была уметь постоять за себя и свой дом в случае нападения неприятеля.
Каждая юная спартанка в обязательном порядке посещала школу, где упражнялась в метании копья, занимались бегом и борьбой. Как и юноши, девушки тренировались преимущественно нагишом.
Спартанцы не видели причин скрывать красоту женского тела. Даже за пределами спортивной площадки одежда спартанок была очень открытой, в других регионах Греции спартанских женщин называли «обнажающими бедра».
Традиционные женские занятия, которым с ранних лет учили афинянок – вроде шитья или ткачества – в Спарте считалось занятием рабынь, унижающим достоинство свободной женщины. Поэтому «домоводство» не входило даже в курс спартанского домашнего обучения.
Древний Рим
Система воспитания и образования в Древнем Риме сформировалась под влиянием греческой традиции, однако носила более утилитарный характер.
Ведущую роль в воспитании юных римлян играла фигура отца.
Римских младенцев не сбрасывали, как в Спарте, в пропасть Тайгетского хребта, однако если ребенок по каким-то причинам не устраивал родителя (например, был больным, слабым или – был девочкой), глава семейства мог отказаться от своего чада или продать его в рабство. Причем это правило распространялось не только на самых маленьких – от подростков порой избавлялись также безжалостно, как и от грудничков.
Первоначальным воспитанием ребенка также занимался родитель. В богатых семьях дети находились, как сказали бы сейчас, на домашнем обучении.
В качестве педагогов для своих отпрысков римская знать часто «выписывала» репетитора из Греции: представитель знатного рода должен был владеть, как минимум, двумя языками – латинским и греческим.
В то же время каждом городе Империи работало немало школ. Первой ступенью образования являлась тривиальная школа, в которой детей 7-9 лет обучали грамоте и правилам счета.
Такие учебные заведения находились в частной собственности, но плата за посещение была небольшой, поэтому начальное образование было доступно большей части свободного населения страны. Иногда тривиальные школы посещали и девочки.
Дети знатных граждан часто пропускали этот этап обучения, переходя сразу к следующему – к грамматическим школам. В них подростки с 12 до 16 лет изучали основы римского права, греческий и латинский языки, риторику.
В отличие от греков, римляне смотрели на воспитание подрастающего поколения достаточно прагматично: в школах Империи почти не преподавали искусства, да и спортом римские подростки занимались куда меньше своих греческих сверстников.
Средние века
Воспитательные принципы Античности с началом Средневековья благополучно забылись. Главенствующая на тот момент в Европе религия – христианство – полагала бренное тело источником греховности, поэтому о главном столпе греческого воспитания - физподготовке - можно было забыть.
В целом, отношение к греко-римской модели образования в европейских государствах было крайне негативным. Однако, уничтожив школы язычников, служители молодого культа остались ни с чем. Грамотой не владели даже особы голубых кровей.
Вскоре в Европе стали появляться церковные школы, работавшие при монастырях, церквях и домах священников. В эти учебные заведения принимали только мальчиков от 7 лет и старше. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и закон Божий. В самых маленьких приходских школах часто обходились без первых трех.
В больших городах при крупных церковных центрах существовали школы, в которых в купе с богословием изучали также 7 свободных искусств.
Это нововведение стало возможным благодаря деятельности философа и теолога Боэция, который сумел убедить других церковников в необходимости преподавания таких дисциплин как грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, риторика и диалектика.
Что касается собственно воспитания, с этим в Средние века все было предельно просто: от ребенка требовалось беспрекословно повиноваться воле учителя и не задавать лишних вопросов.
За любую даже самую ничтожную провинность школьника могли жестоко выпороть. Церковь всячески приветствовала телесные наказания, поскольку считалось, что физические страдания способствуют очищению души.
Женским образованием в Средние века также заведовала Церковь. Маленьких аристократок отправляли на обучение в женские монастыри или же приглашали учителя (капеллана, монаха) на дом. Программа была стандартной – чтение, письмо, богословие и, конечно, благородные манеры.
Для девочек из непривилегированных семейств все образование, как правило, сводилось к «курсам домоводства» от собственной матери.
http://weekend.rambler.ru/read/vospitaniie-dietiei-s-drievnieishikh-vriemien-do-sriednieviekovia-2016-10-26/
© 2016, Синягина Юлия Викторовна 495