СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание ответственности в дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Все родителимечтаютприучитьсвоихдетейнестиответственностьзасвоисло­ваипоступки. Вомногихсемьяхполага­ют, чторешениепроблемы — вустанов­лениипостоянныхобязанностейдляде­тей. Считается, чтомальчикамнадопо­ручатьвыноситьмусорноеведроилистричьгазон, адлядевочекнетничеголучшемытьяпосудыиуборкикомнат. Насамомжеделетакиеобязанности, являясьважнымивдомашнейобстанов­ке, вбытусемьи, всежемогутнеповли­ятьнаформированиеуребенкачувстваответственности. Напротив, внекото­рыхсемьяхпринуждениеквыполнениюэтихобязанностейприводиткпостоян­нымссорам, которыеплохоотражаютсяинадетях, инародителях. Вконцеконцов,ребенок, вероятно, будетслушаться, акухнязасверкаетчистотой, нонеиз­вестно, какпринуждениеповлияетнаформированиехарактера.

Истинапроста: чувствоответственно­стинельзянавязать, онодолжнопро­явиться «изнутри», наосновеценностнойориентации, полученнойдома, атакжевнесемьи.

Пробуждениеответственности. Желаявоспитатьвсвоихдетяхчувствоответ­ственности, мыприэтомхотим, чтобыонируководствовалисьвысшимиценно­стями, т. е. любовьюкжизни, ктруду, поискомсчастья. Однакочащевсегомыощущаемчувствоответственности, — вернее, отсутствиеего — вболеекон­кретныхслучаях: когдауребенкавком­натебеспорядок, домашниезаданиясде­ланынеряшливо, занятиямузыкойза­брошены, поведениеоставляетжелатьлучшего.

Сдругойстороны, ребенокможетбытьвежливым, поддерживатьвсвоейкомнатепорядок, аккуратновыполнятьвсе, чтоемупоручают, — ивсежепри­ниматьрешения, закоторыеоннебудетнестиникакойответственности. Этоосо­бенноверновотношениитехдетей, ко­торымвсегда «велят» сделатьто-тоито-то. Имнедаютвозможностисоста­витьсобственноемнениеочем-либо, сделатьвыбор, выработатьопределен­ныеосновыповедения.

Внутренняяэмоциональнаяреакцияребенканаобучениерешаетвсе; отнеезависит, сколькоонзакрепитвсознанииизтого, чемумыегоучим. Ценностинельзяпреподать «влоб». Имнаучаютсяпостепенно, покаребенокподражаетвзрослым, заслужившимеголюбовьиуважение, иотождествляетсебясними.

Итак, проблемаответственностиде­тейзасвоеповедениеподнимает, всвоюочередь, проблемуценностнойсистемыродителейвориентациинадетскоевос­питание. Необходиморассмотретьсле­дующее: существуетликакой-нибудьопределенныйтипповедениясдетьми (втеорииинапрактике), которыйпомогбыпробуждениюунихчувстваответ­ственности? Настоящаяглавапосвяще­наответунаэтотвопроссточкизренияпсихологии.

Стремлениекцели: ежедневнаярабо­та. Чувствоответственностиудетейуме­лоисознательнопробуждаютродите­ли. Онидаютребенкупонять, чтоониме­етправонавсечувства, ноипоказыва­ютемуприемлемыеспособывыраженияэтихчувств. Наэтомпутивзрослыхждутневероятныетрудности. Воттакиеутверждениятольковредятделу.

Отрицание. Насамомделетынехотелтаксказать, ведьтылюбишьсвоегобратца.

Непризнание. Разветыунастакой? Данет, этопростовтебячертвселился!

Подавление. Скажешьещехотьраз: « Ненавижу!» — смотри, неминоватьтебепорки! Хорошиемальчикитакнего­ворят.

Приукрашивание. Разветыивправдуненавидишьбрата? Наверное, онпростотебенадоел. Нужноуметьсдерживатьсвоичувства.

Говорятак, взрослыезабывают, чточувства, какреки, нельзяостановить — ихможнотольконаправитьвдругоерус­ло. Нельзяотрицатьсуществованиебур­ныхчувств, попыткасделатьэтопри­ведеткбеде. Необходимопризнатьихреальностьиихвласть. Еслиотнестиськнимсуважениеми «отвести» ихвнуж­ноерусло, онинаполнятнашужизньсветомирадостью.

Остаетсявопрос: какиемыдолжныпредпринятьшаги, чтобысократитьраз­рывмеждунашимицелямииположе­ниемделнаданныймомент? Счегоначать?

Скореевсего, нужносоставитьтакуюпрограмму, котораябудеткомбинациейдолгосрочныхикраткосрочных «зада­ний». Приэтоммыдолжнычеткопред­ставлятьсебе, чтомногоезависитотнашихотношенийсдетьмиичтопро­явленияразличныхчертхарактераде­тямнужнонеописывать, адемонстриро­вать.

Первыйшагввыполнениидолгосроч­нойпрограммы — заинтересованностьвтом, чтодетидумаютичувствуют, аневихвнешнихреакциях — подчинениинамилисопротивлении.

Какпонять, чтодетидумаютичув­ствуют?

Онисамидаютнамключкпониманиюэтого. Ихчувстваотраженывсловахивинтонациях, вжестахипозах. Анашазадача — прислушиваться, всматривать­ся, чуткореагировать.

Нашимдевизомдолжностать: «Яхочупонятьсвоегоребенка. Хочупоказатьему, чтопонимаюего. Хочувыразитьсвоепонимание, отбросивавтоматичес­куюкритикуиосуждение».

Еслиребенокприходитизшколыхму­рый, молчит, неотвечаетнавопросы — ясно, чтоунегокакие-тонеприятности. Следуянашемудевизу, мынестанемначинатьразговорскритическихзаме­чанийвроде:

  • Чтоэтотытакойкислый?
  • Чтоэтозаунылаягримаса?
  • Чтотыещетамнатворил?
  • Чтоутебяопятьстряслось? Еслимысочувствуемребенку, нельзяделатьемутакиезамечания, которыевызываютунегодосаду, ненависть, желание, чтобывесьмирполетелвтар­тарары.

Напротив, родителидолжныпока­зать, чтопонимаютего, говоря:

  • Наверное, утебякакие-тонеприят­ности.
  • Утебябылтрудныйдень.
  • Тебенелегкопришлосьсегодня.
  • Наверное, тыскем-нибудьпоссо­рился.

Такиеутверждениялучше, чемвоп­росытипа: «Чтостобой? Чтослучи­лось?» Вопросы — признаклюбопыт­ства, утверждения — признаксочув­ствия.

Естественно, чторебенокпознаетлишьтечувства, которыепереживает, испытываетсам. Еслитолькокритико­ватьего, онникогданенаучитсяответ­ственности. Все, чтоонсможет, этопро­клинатьсебяиобвинятьдругих. Оннау­читсянедоверятьсвоимсобственнымсуждениям, перестанетпроявлятьсвоиспособностиибудетподвергатьсомне­ниюнамеренияокружающих. Вдовер­шениековсемуонпривыкнетжитьвожиданиинеминуемогоосуждения.

Еслиуродителейсдетьми «война» из-задомашнихдел (обязанностиподому), апосути — «война» завоспитаниевдетяхчувстваответственности, взрос­лыедолжныпризнать, чтовыигратьэтувойнуневозможно. Удетейбольшевременииэнергии, чтобынамсопротив­ляться. Дажееслимывыиграемодно «сражение» идобьемсявыполнениясвоих, приказаний, ребенокможетдурнонаэтоотреагировать, статьраздражи­тельным, отбитьсяотрук.

Победитьможно, лишьзавоевавдове­риеребенка. Этозадачатрудная, ноосу­ществитьеевполневозможно. Нужно, чтобыунаспоявились (еслиихнет) близкиеотношениясребенком.

Подготовитьпочвудляпеременвха­рактереребенкаклучшемуможноприпомощиследующего.

1. Чуткослушатьребенка. Детииспы­тываютразочарованиеидосаду, есливидят, чтородителейнеинтересуютихмыслиичувства. Врезультатеониделаютвывод, чтомыслиунихглупые, аихсамихниктонелюбит.

Еслиродителислушаютребенкавни­мательно, этопробуждаетунегочувствоуверенностивсебе. Значит, онбудетувереннееоцениватьпроисходящиесобытия, поступкилюдей.

2. Недатьсозреть «гроздьямгнева».Родителидолжнысознательноизбегатьтакихвыраженийизамечаний, которыевызываютуребенкачувствонеприятия,ненависти.

Оскорбления. Ты — позордлясвоейшколыисемьи.

Ругательства. Хлюпик, дурак, идиот.

Пророчества. Кончишьтытюрьмой, этоточно.

Угрозы. Поканебудешьхорошосебявести, советуютебевообщезабытьпрокарманныеденьги!

Обвинения. Всессорытывсегданачи­наешьпервый.

Демонстрациявласти. Лучшепомолчиипослушай, чтостаршиескажут.

3.Просим «безличностей». Есливвоздухезапахлогрозой, родителямлучшевыражатьсвоичувстваимысли,щадяличностьребенка, егодостоин­ство.

17.12.2019 13:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!