СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
Все родителимечтаютприучитьсвоихдетейнестиответственностьзасвоисловаипоступки. Вомногихсемьяхполагают, чторешениепроблемы — вустановлениипостоянныхобязанностейдлядетей. Считается, чтомальчикамнадопоручатьвыноситьмусорноеведроилистричьгазон, адлядевочекнетничеголучшемытьяпосудыиуборкикомнат. Насамомжеделетакиеобязанности, являясьважнымивдомашнейобстановке, вбытусемьи, всежемогутнеповлиятьнаформированиеуребенкачувстваответственности. Напротив, внекоторыхсемьяхпринуждениеквыполнениюэтихобязанностейприводиткпостояннымссорам, которыеплохоотражаютсяинадетях, инародителях. Вконцеконцов,ребенок, вероятно, будетслушаться, акухнязасверкаетчистотой, нонеизвестно, какпринуждениеповлияетнаформированиехарактера.
Истинапроста: чувствоответственностинельзянавязать, онодолжнопроявиться «изнутри», наосновеценностнойориентации, полученнойдома, атакжевнесемьи.
Пробуждениеответственности. Желаявоспитатьвсвоихдетяхчувствоответственности, мыприэтомхотим, чтобыонируководствовалисьвысшимиценностями, т. е. любовьюкжизни, ктруду, поискомсчастья. Однакочащевсегомыощущаемчувствоответственности, — вернее, отсутствиеего — вболееконкретныхслучаях: когдауребенкавкомнатебеспорядок, домашниезаданиясделанынеряшливо, занятиямузыкойзаброшены, поведениеоставляетжелатьлучшего.
Сдругойстороны, ребенокможетбытьвежливым, поддерживатьвсвоейкомнатепорядок, аккуратновыполнятьвсе, чтоемупоручают, — ивсежеприниматьрешения, закоторыеоннебудетнестиникакойответственности. Этоособенноверновотношениитехдетей, которымвсегда «велят» сделатьто-тоито-то. Имнедаютвозможностисоставитьсобственноемнениеочем-либо, сделатьвыбор, выработатьопределенныеосновыповедения.
Внутренняяэмоциональнаяреакцияребенканаобучениерешаетвсе; отнеезависит, сколькоонзакрепитвсознанииизтого, чемумыегоучим. Ценностинельзяпреподать «влоб». Имнаучаютсяпостепенно, покаребенокподражаетвзрослым, заслужившимеголюбовьиуважение, иотождествляетсебясними.
Итак, проблемаответственностидетейзасвоеповедениеподнимает, всвоюочередь, проблемуценностнойсистемыродителейвориентациинадетскоевоспитание. Необходиморассмотретьследующее: существуетликакой-нибудьопределенныйтипповедениясдетьми (втеорииинапрактике), которыйпомогбыпробуждениюунихчувстваответственности? Настоящаяглавапосвященаответунаэтотвопроссточкизренияпсихологии.
Стремлениекцели: ежедневнаяработа. Чувствоответственностиудетейумелоисознательнопробуждаютродители. Онидаютребенкупонять, чтоонимеетправонавсечувства, ноипоказываютемуприемлемыеспособывыраженияэтихчувств. Наэтомпутивзрослыхждутневероятныетрудности. Воттакиеутверждениятольковредятделу.
Отрицание. Насамомделетынехотелтаксказать, ведьтылюбишьсвоегобратца.
Непризнание. Разветыунастакой? Данет, этопростовтебячертвселился!
Подавление. Скажешьещехотьраз: « Ненавижу!» — смотри, неминоватьтебепорки! Хорошиемальчикитакнеговорят.
Приукрашивание. Разветыивправдуненавидишьбрата? Наверное, онпростотебенадоел. Нужноуметьсдерживатьсвоичувства.
Говорятак, взрослыезабывают, чточувства, какреки, нельзяостановить — ихможнотольконаправитьвдругоерусло. Нельзяотрицатьсуществованиебурныхчувств, попыткасделатьэтоприведеткбеде. Необходимопризнатьихреальностьиихвласть. Еслиотнестиськнимсуважениеми «отвести» ихвнужноерусло, онинаполнятнашужизньсветомирадостью.
Остаетсявопрос: какиемыдолжныпредпринятьшаги, чтобысократитьразрывмеждунашимицелямииположениемделнаданныймомент? Счегоначать?
Скореевсего, нужносоставитьтакуюпрограмму, котораябудеткомбинациейдолгосрочныхикраткосрочных «заданий». Приэтоммыдолжнычеткопредставлятьсебе, чтомногоезависитотнашихотношенийсдетьмиичтопроявленияразличныхчертхарактерадетямнужнонеописывать, адемонстрировать.
Первыйшагввыполнениидолгосрочнойпрограммы — заинтересованностьвтом, чтодетидумаютичувствуют, аневихвнешнихреакциях — подчинениинамилисопротивлении.
Какпонять, чтодетидумаютичувствуют?
Онисамидаютнамключкпониманиюэтого. Ихчувстваотраженывсловахивинтонациях, вжестахипозах. Анашазадача — прислушиваться, всматриваться, чуткореагировать.
Нашимдевизомдолжностать: «Яхочупонятьсвоегоребенка. Хочупоказатьему, чтопонимаюего. Хочувыразитьсвоепонимание, отбросивавтоматическуюкритикуиосуждение».
Еслиребенокприходитизшколыхмурый, молчит, неотвечаетнавопросы — ясно, чтоунегокакие-тонеприятности. Следуянашемудевизу, мынестанемначинатьразговорскритическихзамечанийвроде:
Напротив, родителидолжныпоказать, чтопонимаютего, говоря:
Такиеутверждениялучше, чемвопросытипа: «Чтостобой? Чтослучилось?» Вопросы — признаклюбопытства, утверждения — признаксочувствия.
Естественно, чторебенокпознаетлишьтечувства, которыепереживает, испытываетсам. Еслитолькокритиковатьего, онникогданенаучитсяответственности. Все, чтоонсможет, этопроклинатьсебяиобвинятьдругих. Оннаучитсянедоверятьсвоимсобственнымсуждениям, перестанетпроявлятьсвоиспособностиибудетподвергатьсомнениюнамеренияокружающих. Вдовершениековсемуонпривыкнетжитьвожиданиинеминуемогоосуждения.
Еслиуродителейсдетьми «война» из-задомашнихдел (обязанностиподому), апосути — «война» завоспитаниевдетяхчувстваответственности, взрослыедолжныпризнать, чтовыигратьэтувойнуневозможно. Удетейбольшевременииэнергии, чтобынамсопротивляться. Дажееслимывыиграемодно «сражение» идобьемсявыполнениясвоих, приказаний, ребенокможетдурнонаэтоотреагировать, статьраздражительным, отбитьсяотрук.
Победитьможно, лишьзавоевавдовериеребенка. Этозадачатрудная, ноосуществитьеевполневозможно. Нужно, чтобыунаспоявились (еслиихнет) близкиеотношениясребенком.
Подготовитьпочвудляпеременвхарактереребенкаклучшемуможноприпомощиследующего.
1. Чуткослушатьребенка. Детииспытываютразочарованиеидосаду, есливидят, чтородителейнеинтересуютихмыслиичувства. Врезультатеониделаютвывод, чтомыслиунихглупые, аихсамихниктонелюбит.
Еслиродителислушаютребенкавнимательно, этопробуждаетунегочувствоуверенностивсебе. Значит, онбудетувереннееоцениватьпроисходящиесобытия, поступкилюдей.
2. Недатьсозреть «гроздьямгнева».Родителидолжнысознательноизбегатьтакихвыраженийизамечаний, которыевызываютуребенкачувствонеприятия,ненависти.
Оскорбления. Ты — позордлясвоейшколыисемьи.
Ругательства. Хлюпик, дурак, идиот.
Пророчества. Кончишьтытюрьмой, этоточно.
Угрозы. Поканебудешьхорошосебявести, советуютебевообщезабытьпрокарманныеденьги!
Обвинения. Всессорытывсегданачинаешьпервый.
Демонстрациявласти. Лучшепомолчиипослушай, чтостаршиескажут.
3.Просим «безличностей». Есливвоздухезапахлогрозой, родителямлучшевыражатьсвоичувстваимысли,щадяличностьребенка, егодостоинство.
© 2019, Маликова Елена Андреевна 100