СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Любой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик - никто не догадался, потому что он был очень воспитанным». Или же быть умнее - значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее.
Содержание
Воспитание и образование
Образование связано с воспитанием - даже в законе об образовании отражено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (Подробнее Статья 2 закона №273-ФЗ «Об образовании»). Образование состоит из воспитания и обучения. Итогом обучения (по учению Джона Дьюи) являются навыки мышления - в первую очередь способность к самообучению. Развитие таких навыков – специфическая задача умственного воспитания. Итак, воспитание и образование – это не одно и то же.
Разница между воспитанием и образованием очень точно показана в словаре Даля: воспитание – «забота о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его. В высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия. Невоспитанный – невежа. Образованный – обогащённый сведениями, необразованный – невежда». И далее: «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Учение образует ум, воспитание - нравы».
Сегодня существует явная диспропорция в ущерб воспитанию. Воспитатели в детском саду и педагоги в школе не в состоянии осуществить воспитательные функции в должной мере, хотя бы по причине количества детей (но причин больше) – фактически труд направлен только на решение образовательных задач. Воспитание человека и воспитание специалиста – это разные вещи. Кризисная ситуация в мире отчасти связана с перекосом в сторону воспитания специалиста. При этом сам человек вне фокуса внимания – якобы сам человек не нужен обществу.
Традиционно в России воспитанием занимались два института – семья и церковь. Сегодня церковь отстранена, а российским семьям воспитание детей даётся очень дорого. Проблема в том, что образовательные задачи (даже в семьях) решаются в приоритетном порядке. Надлежащее образование связано с воспитанием - оно формирует личность. Иначе может развиться антисоциальное существо (и чем больше у него знаний и навыков – тем больший урон несёт общество). Поэтому педагогическая проблема баланса воспитания и образования (баланса между нравственным и умственным) достаточно острая.
Но, что такое умственное воспитание?
Умственное воспитание
Во многих областях человеческой деятельности происходит быстрое развитие, и знания регулярно теряют актуальность и, что важнее, информация бывает средством всевозможных манипуляций (финансовых, политических, идеологических). Ребёнок должен учиться ориентироваться в мире всевозможной информации и учиться учиться.
Умственное воспитание – это работа педагога по развитию умственных сил и мышления ребёнка. В нормальных условиях умственное развитие происходит в обыденных ситуациях, в повседневном общении с другими людьми и в процессе обучения. Показателями умственного развития являются культура умственного труда и творческое мышление. Показатели вроде IQ вторичны (хотя и позволяют делать некоторые измерения). Умственное развитие связано с формированием мировоззрения (усвоение знаний – это средство). Задачи умственного воспитания, решаемые в процессе обучения, следующие:
Научное мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. В соответствии с законом «Об образовании» (№ 273-ФЗ ред. от 31.12.2014) «Содержание образования должно… учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». При этом в учебном процессе на детей влияет мировоззрение педагога.
Специфика умственного воспитания заключается в его связи с обучением и родителей интересует, в каком возрасте следует начинать обучение. Это зависит как от индивидуальных особенностей (крайне редко, но кому-то уже в два года интересна математика), так и от общих закономерностей развития мышления у детей.
Организация мозга и развитие мышления
Стремление родителей к раннему развитию детей имеет определённую основу. Во-первых, в первые 6 лет жизни мозг наиболее пластичен, то есть способен развивать нейронные связи и целые отделы, отвечающие за конкретные функции организма. И при этом в мозге новорожденного примерно вдвое больше нейронов, чем у взрослого - около 200 миллиардов. Во-вторых, в первые 6 лет самыми быстрыми темпами происходит так называемый нейрональный прунинг - в порядке специализации нейронов и адаптации структуры мозга число неиспользуемых нейронов сокращается.
К 5 - 7 годам усложняется система горизонтальных связей между соседними группами нейронов и между разными областями коры головного мозга – происходит структурное созревание и формируется мозолистое тело, отвечающее за связь между полушариями (между ними есть и другие связи). Как при этом развивается мышление? По Дьюи, даже в школьном возрасте мышление должно обслуживать опыт ребёнка. Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому, это закон (поэтому, например, в Монтессори-группах дети сначала учатся написанию букв, а потом чтению).
Специальные нагрузки с целью развития логического и абстрактного мышления до 6-7 лет противопоказаны. Конфликт между мышлением рациональным (логическим) и образным имеет не только медицинский, но и философский аспект. В отсутствии гармонии, когда они отрицают друг друга, а не дополняют, конфликт развивается – и это проявляется как внутри личности, так и в масштабе цивилизации (пример – утрата красоты в науке и точности в современном искусстве).
Психолог, педагог и писатель Эда Ле Шан (и многие другие учёные, например, великий математик Андрей Николаевич Колмогоров) считает, что раннее интеллектуальное развитие является причиной нервных расстройств у детей в современном мире, где они подвержены воздействию самой разной информации и чрезмерной стимуляции сознания с самого рождения. Современных городских детей следует больше успокаивать, чем как-то стимулировать. В 3-4 года вся энергия идёт в развитие сенсомоторной и эмоциональной сфер, которые и нужно развивать (тоже бережно). В раннем развитии следует избегать бездумного натаскивания (слово «школа» связано с устаревшим словом «вышколить»). И следует предотвращать развитие эгоцентризма, больше ориентируя детей на общение со сверстниками и коллективизм.
Некоторые популярные концепции раннего развития
Основой методов раннего развития стала трудовая деятельность в игровой форме и максимальная самостоятельность воспитанников. Во время коротких занятий (в зависимости от внимания и интереса) дети могут сосредоточенно получать живой опыт. Они иначе переживают время, постоянно находясь в настоящем моменте. Секрет успешного раннего развития в том, что пользу и удовольствие дошкольникам приносят не результаты, а процесс.
Монтессори
Как и в случаях других врачей и педагогов (например, Антон Семёнович Макаренко, Гленн Доман, Рене Шпиц…), открытия Марии Монтессори были получены в ходе работы с особенными детьми («трудными» детьми, травмированными или имеющими отклонения в развитии).
В основе занятий лежат два принципа – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Свобода и самостоятельность позволяют детям развивать свои навыки в удобном ритме: моторика, внимание и воображение, творческое и логическое мышление, память и речь; навыки общения (в коллективных играх и заданиях) и навыки бытовой деятельности.
Дети сами выбирают игрушки (на самом деле дидактический материал) и продолжительность занятий. Педагоги привлекают внимание к тем, или иным играм, пробуждают интерес детей – и помогают только если это требуется: чтобы не пропал интерес, и чтобы исправить ошибки.
Гленн Доман
Знаменитый основатель Институтов достижения человеческого потенциала Гленн Доман отмечает прямую связь подвижности и развития интеллекта. Его концепция изложена наиболее полно в работе «Гармоничное развитие ребёнка». Доман разделяет процессы образования и познания: раннее обучение чтению, математике и естествознанию Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6 - 7 лет, а познание - с рождения и чем младше ребёнок, тем лучше он впитывает новую информацию.
Обучение состоит из физических упражнений на основе рефлексов, стимулирующих раннее развитие различных отделов мозга, и программ: «как научить ребёнка читать», «как дать ребёнку энциклопедические знания», «как обучать иностранным языкам». Концепции Домана часто подвергается критике, которая сводится к тому, что успешное раннее развитие по Доману возможно только при соблюдении всех предписаний системы до мелочей и бесконечном энтузиазме родителей. Иными словами, раннее развитие по Доману – это образ жизни всей семьи, спланированный долгосрочный проект. Концепцию Глена Домана переработала Сесиль Лупан, сделав её более гибкой и «домашней».
Сесиль Лупан
Методика Сесиль Лупан основана на идее, что дети требуют от родителей не опеки, а интереса. Ребёнку надо доверять, верить в него, проявлять доброе отношение к нему (научный факт – необходимо минимум 8 объятий в сутки). Обучение детей должно быть увлекательным. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с ребёнком обо всем без опасений, что он не понимает. Пониманию предшествует знание (и чем раньше появляется знание, тем раньше придёт понимание). Этот принцип пронизывает всё раннее развитие (чтение, письмо, музыка и прочее).
Даже самые непростые науки, такие как языки, или история разобраны для родителей на эффективные шаги и вполне способны заменить многие «развивающие» игрушки (не говоря о телевидении). Например, дети не ориентируются во времени – в 3-4 года для них «вчера» и «сто лет назад» - это примерно одно и то же. Поэтому историю рекомендуется учить, начав с прошлого самого ребёнка, располагая фотографии в хронологическом порядке (например, только родился, затем научился сидеть, пошел и т.д.). Затем идёт история родителей и прародителей. И только с появлением представления о времени можно переходить к динозаврам.
Вот некоторые рекомендации по обучению чтению словами: всюду разместить карточки с названиями предметов (чёрным цветом согласные, красным цветом гласные) и периодически их обновлять (главное, соблюдать соответствие предметов и названий). Названия букв можно петь на мотив весёлой детской песенки – так легче запомнить алфавит, затем петь песенки «гласных и согласных». Чтобы привить вкус к чтению, предлагается делать книжечки про самого ребенка и его игрушки с фотографиями и короткими подписями.
Рекомендации по обучению счёту: учить цифры (символы) следует после того, как ребёнок научился называть числа по порядку. Первый десяток легко выучить, пересчитывая вместе любые подходящие предметы (это поможет освоить порядковый счёт). Знакомство с нулём происходит в ответах на шуточные вопросы вроде: «Сколько крокодилов у нас в ванной?». Затем упражнения на обратный счет и знакомство с отрицательными числами, после чего можно учить игры на деление и умножение.
© 2020, Аракелян Любовь Михайловна 336