СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание и образование детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик - никто не догадался, потому что он был очень воспитанным». Или же быть умнее - значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее.

Содержание

  1. Воспитание и образование
  2. Умственное воспитание
  3. Некоторые популярные концепции раннего развития
  4. Судьба вундеркиндов и воспитание гениев
  5. Проверочный тест
  6. Отзывы и комментарии

Воспитание и образование

Образование связано с воспитанием - даже в законе об образовании отражено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (Подробнее Статья 2 закона №273-ФЗ «Об образовании»). Образование состоит из воспитания и обучения. Итогом обучения (по учению Джона Дьюи) являются навыки мышления - в первую очередь способность к самообучению. Развитие таких навыков – специфическая задача умственного воспитания. Итак, воспитание и образование – это не одно и то же.

Разница между воспитанием и образованием очень точно показана в словаре Даля: воспитание – «забота о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его. В высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия. Невоспитанный – невежа. Образованный – обогащённый сведениями, необразованный – невежда». И далее: «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Учение образует ум, воспитание - нравы».

Сегодня существует явная диспропорция в ущерб воспитанию. Воспитатели в детском саду и педагоги в школе не в состоянии осуществить воспитательные функции в должной мере, хотя бы по причине количества детей (но причин больше) – фактически труд направлен только на решение образовательных задач. Воспитание человека и воспитание специалиста – это разные вещи. Кризисная ситуация в мире отчасти связана с перекосом в сторону воспитания специалиста. При этом сам человек вне фокуса внимания – якобы сам человек не нужен обществу.

Традиционно в России воспитанием занимались два института – семья и церковь. Сегодня церковь отстранена, а российским семьям воспитание детей даётся очень дорого. Проблема в том, что образовательные задачи (даже в семьях) решаются в приоритетном порядке. Надлежащее образование связано с воспитанием - оно формирует личность. Иначе может развиться антисоциальное существо (и чем больше у него знаний и навыков – тем больший урон несёт общество). Поэтому педагогическая проблема баланса воспитания и образования (баланса между нравственным и умственным) достаточно острая.

Но, что такое умственное воспитание?

Умственное воспитание

Во многих областях человеческой деятельности происходит быстрое развитие, и знания регулярно теряют актуальность и, что важнее, информация бывает средством всевозможных манипуляций (финансовых, политических, идеологических). Ребёнок должен учиться ориентироваться в мире всевозможной информации и учиться учиться.

Умственное воспитание – это работа педагога по развитию умственных сил и мышления ребёнка. В нормальных условиях умственное развитие происходит в обыденных ситуациях, в повседневном общении с другими людьми и в процессе обучения. Показателями умственного развития являются культура умственного труда и творческое мышление. Показатели вроде IQ вторичны (хотя и позволяют делать некоторые измерения). Умственное развитие связано с формированием мировоззрения (усвоение знаний – это средство). Задачи умственного воспитания, решаемые в процессе обучения, следующие:

  • усвоение некоторого объёма научных знаний;
  • привитие любознательности и стремления к эрудиции;
  • формирование основ научного мировоззрения (критичного, бесстрастного отношения к знаниям);
  • развитие умственных способностей (Л.Л. Терстоун выделил 7 первичных умственных способностей: вербальная способность, беглость речи, счётная, пространственная, память, восприятие и рассуждение);
  • привитие культуры умственного труда и развитие навыков познавательной деятельности (ставить цели познавательной деятельности, планировать работу, разбираться в источниках информации).

Научное мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. В соответствии с законом «Об образовании» (№ 273-ФЗ ред. от 31.12.2014) «Содержание образования должно… учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». При этом в учебном процессе на детей влияет мировоззрение педагога.

Специфика умственного воспитания заключается в его связи с обучением и родителей интересует, в каком возрасте следует начинать обучение. Это зависит как от индивидуальных особенностей (крайне редко, но кому-то уже в два года интересна математика), так и от общих закономерностей развития мышления у детей.

Организация мозга и развитие мышления

Стремление родителей к раннему развитию детей имеет определённую основу. Во-первых, в первые 6 лет жизни мозг наиболее пластичен, то есть способен развивать нейронные связи и целые отделы, отвечающие за конкретные функции организма. И при этом в мозге новорожденного примерно вдвое больше нейронов, чем у взрослого - около 200 миллиардов. Во-вторых, в первые 6 лет самыми быстрыми темпами происходит так называемый нейрональный прунинг - в порядке специализации нейронов и адаптации структуры мозга число неиспользуемых нейронов сокращается.

К 5 - 7 годам усложняется система горизонтальных связей между соседними группами нейронов и между разными областями коры головного мозга – происходит структурное созревание и формируется мозолистое тело, отвечающее за связь между полушариями (между ними есть и другие связи). Как при этом развивается мышление? По Дьюи, даже в школьном возрасте мышление должно обслуживать опыт ребёнка. Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому, это закон (поэтому, например, в Монтессори-группах дети сначала учатся написанию букв, а потом чтению).

Специальные нагрузки с целью развития логического и абстрактного мышления до 6-7 лет противопоказаны. Конфликт между мышлением рациональным (логическим) и образным имеет не только медицинский, но и философский аспект. В отсутствии гармонии, когда они отрицают друг друга, а не дополняют, конфликт развивается – и это проявляется как внутри личности, так и в масштабе цивилизации (пример – утрата красоты в науке и точности в современном искусстве).

Психолог, педагог и писатель Эда Ле Шан (и многие другие учёные, например, великий математик Андрей Николаевич Колмогоров) считает, что раннее интеллектуальное развитие является причиной нервных расстройств у детей в современном мире, где они подвержены воздействию самой разной информации и чрезмерной стимуляции сознания с самого рождения. Современных городских детей следует больше успокаивать, чем как-то стимулировать. В 3-4 года вся энергия идёт в развитие сенсомоторной и эмоциональной сфер, которые и нужно развивать (тоже бережно). В раннем развитии следует избегать бездумного натаскивания (слово «школа» связано с устаревшим словом «вышколить»). И следует предотвращать развитие эгоцентризма, больше ориентируя детей на общение со сверстниками и коллективизм.

Некоторые популярные концепции раннего развития

Основой методов раннего развития стала трудовая деятельность в игровой форме и максимальная самостоятельность воспитанников. Во время коротких занятий (в зависимости от внимания и интереса) дети могут сосредоточенно получать живой опыт. Они иначе переживают время, постоянно находясь в настоящем моменте. Секрет успешного раннего развития в том, что пользу и удовольствие дошкольникам приносят не результаты, а процесс.

Монтессори

Как и в случаях других врачей и педагогов (например, Антон Семёнович Макаренко, Гленн Доман, Рене Шпиц…), открытия Марии Монтессори были получены в ходе работы с особенными детьми («трудными» детьми, травмированными или имеющими отклонения в развитии).

В основе занятий лежат два принципа – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Свобода и самостоятельность позволяют детям развивать свои навыки в удобном ритме: моторика, внимание и воображение, творческое и логическое мышление, память и речь; навыки общения (в коллективных играх и заданиях) и навыки бытовой деятельности.

Дети сами выбирают игрушки (на самом деле дидактический материал) и продолжительность занятий. Педагоги привлекают внимание к тем, или иным играм, пробуждают интерес детей – и помогают только если это требуется: чтобы не пропал интерес, и чтобы исправить ошибки.

Гленн Доман

Знаменитый основатель Институтов достижения человеческого потенциала Гленн Доман отмечает прямую связь подвижности и развития интеллекта. Его концепция изложена наиболее полно в работе «Гармоничное развитие ребёнка». Доман разделяет процессы образования и познания: раннее обучение чтению, математике и естествознанию Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6 - 7 лет, а познание - с рождения и чем младше ребёнок, тем лучше он впитывает новую информацию.

Обучение состоит из физических упражнений на основе рефлексов, стимулирующих раннее развитие различных отделов мозга, и программ: «как научить ребёнка читать», «как дать ребёнку энциклопедические знания», «как обучать иностранным языкам». Концепции Домана часто подвергается критике, которая сводится к тому, что успешное раннее развитие по Доману возможно только при соблюдении всех предписаний системы до мелочей и бесконечном энтузиазме родителей. Иными словами, раннее развитие по Доману – это образ жизни всей семьи, спланированный долгосрочный проект. Концепцию Глена Домана переработала Сесиль Лупан, сделав её более гибкой и «домашней».

Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан основана на идее, что дети требуют от родителей не опеки, а интереса. Ребёнку надо доверять, верить в него, проявлять доброе отношение к нему (научный факт – необходимо минимум 8 объятий в сутки). Обучение детей должно быть увлекательным. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с ребёнком обо всем без опасений, что он не понимает. Пониманию предшествует знание (и чем раньше появляется знание, тем раньше придёт понимание). Этот принцип пронизывает всё раннее развитие (чтение, письмо, музыка и прочее).

Даже самые непростые науки, такие как языки, или история разобраны для родителей на эффективные шаги и вполне способны заменить многие «развивающие» игрушки (не говоря о телевидении). Например, дети не ориентируются во времени – в 3-4 года для них «вчера» и «сто лет назад» - это примерно одно и то же. Поэтому историю рекомендуется учить, начав с прошлого самого ребёнка, располагая фотографии в хронологическом порядке (например, только родился, затем научился сидеть, пошел и т.д.). Затем идёт история родителей и прародителей. И только с появлением представления о времени можно переходить к динозаврам.

Вот некоторые рекомендации по обучению чтению словами: всюду разместить карточки с названиями предметов (чёрным цветом согласные, красным цветом гласные) и периодически их обновлять (главное, соблюдать соответствие предметов и названий). Названия букв можно петь на мотив весёлой детской песенки – так легче запомнить алфавит, затем петь песенки «гласных и согласных». Чтобы привить вкус к чтению, предлагается делать книжечки про самого ребенка и его игрушки с фотографиями и короткими подписями.

Рекомендации по обучению счёту: учить цифры (символы) следует после того, как ребёнок научился называть числа по порядку. Первый десяток легко выучить, пересчитывая вместе любые подходящие предметы (это поможет освоить порядковый счёт). Знакомство с нулём происходит в ответах на шуточные вопросы вроде: «Сколько крокодилов у нас в ванной?». Затем упражнения на обратный счет и знакомство с отрицательными числами, после чего можно учить игры на деление и умножение.

Категория: Всем учителям
02.09.2020 08:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!