СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть воспитания детей

Суть воспитания детей родителями заключается в передаче ребенку определенной базы, которая может включать как знания, умения и навыки, так и определенную систему морально-этических ценностей — это если говорить о воспитании в широком смысле. Именно от воспитания ребенка зависит то, насколько он будет подготовлен к жизни.

В воспитательном процессе участвуют не только родители, хотя в первые годы жизни именно они выступают основным источником необходимых знаний и примером для подражания (в том числе в определенных нравственных поступках). При поступлении ребенка в дошкольные образовательные учреждения, а затем при обучении в школе в воспитательный процесс включается педагогический коллектив, чья задача — не только в том, чтобы дать ребенку знания, но и сформировать из них определенную целостную систему, определяющую дальнейшее развитие и поступки. Также на воспитание детей оказывают большое влияние другие родственники, значимые для ребенка взрослые, друзья семьи, сверстники.

Важно понимать, что воспитание - это системный процесс. То есть результат зависит от действия большого количества людей, обстоятельств, событий. Безусловно, родители должны приложить максимум усилий, но, к сожалению или к счастью, это не гарантирует, что ребенок вырастет таким, каким бы хотелось видеть его родителям.

Задачи воспитания детей

Основной задачей воспитания является не только передача определенных знаний, умений или ценностей, но и выявление индивидуальных особенностей, направленностей и талантов ребенка. Более дифференцированно задачи воспитания детей рассматриваются уже в соответствии с тем, на какую сферу жизни направлен воспитательный процесс. Если речь идет о нравственном воспитании, то его целью будет создание определенной системы ценностей, которая и будет определять поступки ребенка в тех или иных ситуациях.

Любому родителю хочется, чтобы его ребенок реализовал себя в жизни, был здоров в физическом и психическом плане, был способен к саморазвитию и нацелен на него. Все вышеперечисленное требует направления маленького человека в определенную сторону, при этом воспитание детей должно обязательно быть разносторонним и затрагивать все аспекты жизни ребенка. К примеру, уделив большое внимание интеллектуальному развитию, но упустив важность физического воспитания, есть риск заложить у ребенка невнимательное отношение к собственному здоровью.

Методы воспитания детей

К методам воспитания детей можно отнести все те способы, которые могут использоваться для того, чтобы системно менять их поведение. Системно — означает на будущее, а не только в рамках конкретной ситуации. Методы воспитания детей можно разделить на две основные категории:

  • Методы прямого влияния. Сюда можно отнести все виды непосредственного воздействия: рассказ, внушение, система разрешений и запретов, демонстрация, обучающие методы, целенаправленное формирование определенных навыков. Так, рассказ о том, почему домашние животные нуждаются в уходе, или, к примеру, запрет на общение с незнакомцами — это методы прямого влияния.
  • Методы косвенного воздействия. Все, что входит в эту категорию, по сути базируется на наличии положительного или отрицательного подкрепления каких-то действий ребенка. Взрослый в этом плане может показать личный пример, поддержать ребенка в каком-то деле или, наоборот, продемонстрировать отсутствие этой самой поддержки. Отвлечение детей от какого-то явления или объекта (что часто практикуется в случае с младшими дошкольниками) тоже можно считать методом косвенного воздействия.

При всем разнообразии методов целесообразно применять их в зависимости не только от ситуации, но и от возраста ребенка, его особенностей.

Средства воспитания детей

Педагог и ученый В.А. Караковский классифицировал средства воспитания детей следующим образом:

  1. Слово. Вербальное общение является основной формой взаимодействия людей, и родители, объясняющие ребенку правила поведения, используют именно слова в качестве средства воспитания.
  2. Дело. Общие занятия ребенка и родителя — прекрасное средство воспитания. Взять хотя бы традиционное для многих семей совместное приготовление пищи; такие дела не только улучшают семейный климат, но и оказывают воспитательное воздействие.
  3. Ситуация. Любая ситуация из тех, которые происходят с ребенком каждый день, может быть использована в качестве иллюстрации к каким-то моментам воспитательного процесса.
  4. Игра. Для маленьких детей игра в самых разнообразных своих проявлениях является основным видом деятельности, и поэтому обучение и воспитание детей часто строится именно в игровой форме. Однако если в игру добавить еще и воспитательные моменты, она будет не только развивать ребенка, но и формировать у него определенные качества.
  5. Общение. Общаясь с разными людьми, ребенок получает не только информацию, но и усваивает определенные нормы, рамки поведения — таким образом, общение воспитывает.
  6. Отношения. Любой человек находится в определенных отношениях с большим количеством людей, и когда в такие отношения вступает ребенок, он получает базу для того, чтобы строить в дальнейшем собственное взаимодействие с людьми.

Вне зависимости от типа средства его эффективность будет наибольшей, если оно применяется осознанно — таким образом можно контролировать и заранее предвидеть результат процесса воспитания детей. Однако неконтролируемое воспитательное воздействие с использованием любого из вышеперечисленных средств также часто имеет место, поэтому взрослым крайне важно следить за тем, какой пример они подают ребенку.

07.02.2024 00:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!