СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«И тихо-тихо стало в Ленинграде

Один, стуча, трудился метроном»

К.Д. Ушинский писал замечательно о главной задаче воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» (1). Действительно, духовно-нравственное воспитание учащегося – одно из самых приоритетных компонентов в жизни. Этому способствуют в большей степени внеклассные мероприятия.

Главной целью внеклассного мероприятия, посвященного Блокадному Ленинграду, явилось показание несгибаемости, стойкости, мужества, силы духа защитников Ленинграда и ленинградцев в тяжелые годы блокады, а также формирование патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ознакомление детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины, а также воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-9 классов. При подготовке мероприятия использовались новые формы работы с детьми, предложенные известным российским педагогом Н.Е. Щурковой (2), которые помогли в организации ценностно-ориентационной деятельности, способствовали осмыслению учащимися прошедших страшных событий, унесших миллионы жизней, а также осмыслению собственной жизни, осознанию её целей, пониманию своих сил и возможностей.

Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о ней. Этому есть масса причин:

  1. Почти не осталось живых очевидцев событий;
  2. Мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;
  3. Родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по телевидению, учащиеся не смотрят.

Начинает учитель, читает очерк «Блокада Сердца» Марии Шершневой (по ходу чтения идет презентация с видами современного Санкт-Петербурга).

Прошло с тех пор 68 лет, как была снята фашистская блокада с нашего родного города. Долгой и трудной была дорога к Победе. Ведь, развязав войну против Советского Союза, Гитлер мечтал за очень короткое время победить и 7 ноября принимать парад немецких войск на Красной площади. Но на его пути стояли города, превратившиеся в крепости: Смоленск, Ленинград, Сталинград и другие.

Много героических подвигов было совершено во время войны. Примером этому могут послужить отец и сын – Иван и Анатолий Ревко. Вместе они вступили в народное ополчение в пулеметный взвод. Седой пулеметчик Ревко вместе со своим сыном и другими солдатами храбро боролись за Ленинград. Гитлеровцы решали стереть Ленинград с лица земли. Но им это не удавалось. Тогда они решили, взяв в кольцо город, медленно его обстреливать и уничтожать.

Учащимся предлагается проследить за тем, как город превращался в руины (презентация, приготовленная учителем. Дети читают стихотворения Ахматовой, Ольги Бергольц (3-4)).

Человек -голод-холод-смерть – это те ключевые слова, без которых невозможно представить жизнь в блокадном Ленинграде. В течение мероприятия и учитель, и учащиеся обратятся к этим словам ещё неоднократно. Но сначала предлагается учащимся рассказать те истории, которые они узнали от своих бабушек и дедушек.

Итак, пришли к выводу, что все те, кто остался жив, должны быть благодарны Богу и судьбе. Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. Учитель предлагает учащимся представить результаты своей проектной деятельности. Готовясь к вечеру, они делились на группы. Каждая группа получила домашнее задание: рассказать одну из историй, связанную с жизнью детей в блокадном Ленинграде, а также другие темы, интересующие их.

- Таня Савичева и ее записная книжка-дневник;

- Сергей Смирнов и его жизнь во время блокады;

- Культурная жизнь во время блокады;

- О дороге жизни в Блокадном Ленинграде;

- О снятии Блокады.

При подготовке сообщений учащиеся большей частью пользовались ресурсами сети Интернет (5). Ребята находили материал и создавали слайды, затем их объединяли в итоговую презентацию.

После просмотра презентации учащимся предлагается высказать свое мнение о людях, переживших Блокаду и оставивших добрый след в истории нашей Родины.

Учитель приготовил карточки со словами для творческих групп. Слова: боль (утрата), голод, холод, война, разруха, смерть, страданье, помощь (физическая и душевная), совесть, вера, победа, желание, надежда. Каждая группа (их всего 5) выбирает по 3 слова. К каждому слову пишутся ассоциации. Время на обдумывание – 5 минут. Победителем становится та творческая группа, которая назвала большее количество слов-ассоциаций к выбранным словам и создала какую-либо творческую работу (сочинение- миниатюру, стихотворение и т.д.).

Приходим к выводу: нужно верить, только тогда можно выжить в тяжелейших условиях.

Нужно терпеть, только тогда воздастся.

Нужно жить, чтобы созерцать все, данное Богом.

Нужно жить по совести, даже если трудно, любить друг друга.

Многие выжили в блокаду лишь потому, что любили друг друга, верили, помогали, делали добро друг другу. «Добро – это прежде всего счастье всех людей… и надо любить в человеке человека» (Д.С.Лихачев) (6).

Чтобы понять, как люди переживали это страшное время, учащимся раздаются карточки, на которых представлены разные ситуации. Задание называется «Прими решение».

Вы оказались в блокадном Ленинграде.

  1. Чтобы Вы сделали, если рядом голодный соседский ребенок умирает, а у Вас есть немного хлеба (паек)? Поделились бы или нет?
  2. Посреди улицы лежит умирающий человек. Прошли бы Вы мимо? А, может быть, помогли?
  3. В соседней квартире замерзают больные старики, а у Вас есть полено для печки. Ваши действия.
  4. Сильно хочется кушать. На столе в магазине лежит кусочек хлеба, продавец отвернулся, не видит. Ваши решения.

Свои решения участник записывает на отдельном листе. Затем все зачитывается и обсуждается. Учащиеся говорят о совести, чести, доброте, порядочности и наоборот.

Учитель отмечает, что многим людям выжить в блокаду помогла их совесть и порядочность, потому что только эти добродетели спасают душу от неминуемой гибели.

И как гласит Библия «И воздастся тебе за твою добродетель».

Закончить мероприятие учитель предлагает минутой молчания, затем ученик читает стихотворение Р.Рождественского:

«Помните, через века, через года,

О тех, кто уже не придет никогда.

Помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны!

Памяти павших будьте достойны.

Вечно достойны!

Тихо звучит музыка. 17 симфония Д.Шостаковича.

Литература:

  1. К.Д.Ушинский. Собрание сочинений: т.5. Методические статьи и материалы. – М: Издательство Академии педагогических наук, 1949г.
  2. Н.Е.Щуркова и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М: Новая школа, 1994 – 115с.
  3. О.Ф.Берггольц. Собрание сочинений в трех томах. «Художественная литература», 1990г.
  4. Интернет ресурсы.
  5. А.А.Ахматова. Избранное, М. 1974г.
03.11.2017 10:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!