СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

«Эвенкийский календарь»

Ворфоломеев Тимофей

2 "А" класс

МБОУ "НСОШ №1"

Руководитель: Малахова Н.Н.

Содержание работы:

  1. Введение.
  2. Общее понятие об эвенкийском календаре.
  3. Годовой цикл северобайкальских эвенков.
  4. Заключение
  5. Список литературы.

Введение.

Как и у многих других «кочующих» народов, жизнь эвенков зависела, прежде всего, от природных условий. Сменой этих условий и определялся эвенкийский традиционный календарь. В нем отражена последовательная смена деятельности в зависимости от природных условий, ритм жизни эвенков в разные сезоны года.

Актуальность темы: эвенкийский календарь является одним из источников изучения истории и быта эвенков, а также языка.

Цель работы: изучить эвенкийский календарь, его особенности.

Задачи:

- представить общую характеристику эвенкийского календаря;

- рассмотреть особенности годового цикла северобайкальских эвенков.

Общее понятие об эвенкийском календаре.

По ранним записям, относящимся к 50-60 годам прошлого столетия, эвенкийский календарь состоял из тринадцати месяцев. Поэтому и месяц у них назывался «бега», что в переводе означает «луна». Позднее под влиянием общепринятого календаря, заимствованного эвенками у русских, один месяц в эвенкийском календаре был утерян.

Год в традиционном представлении эвенков делится на два отдельных периода – летний «ДЮГАНИ», состоящий из шести; зимний – «ТУГЭНИ», включающий семь лунных месяцев. Названия месяцев обозначают сезонные перемены в природе или связанные с ними наиболее важные занятия, изменения в жизни эвенков.

Например: «МИЧУН» - появление хвои на лиственницах, первой травы, распускание почек.

«ИРКИН» - комары исчезают, олень обдирает рога.

«ГИРАВУН» - месяц охоты по насту.

Новый год у эвенков начинается с весны. Весна – время года, в котором природные перемены наиболее значительны, - разделяется на три периода:

«НЭЛКЭНИ» - ранняя весна, время начала отела оленей.

«НЭВКЭНИ» - весна воды, время таяния снегов, звона ручьев, появления больших, курящихся на солнце проталин (приходится у них на май).

«НЭНЭНИ» - время первой травы, распускания листьев, прилета птиц (начинается в конце мая и заходит в июнь).

Лето – ДЮГАНИ. Конец июня – август. Это время комара и мошки, особенно злого гнуса.

Осень – БОЛОНИ (сентябрь – первая половина октября). Улетают на юг перелетные птицы, осыпаются иглы на лиственнице, идет гон оленей.

Предзимье – АГАЛАНИ. Начинается обычно в середине октября и тянется весь ноябрь.

Зима – ТУГЭНИ. С конца ноября до апреля. Зима - самое долгое время года.

У эвенков оно далеко заходит за рамки календарной зимы с декабря по февраль.

В конце февраля – начале марта солнце светит все дольше, все ярче блестит наст, наступает весна света, а за ней и новые перемены в жизни.

По представлениям эвенков, весной солнце отпускает тепло, которое накопило за зиму, когда сидело в чуме, лишь изредка покидая его.

Благодаря солнечным лучам тает снег, вскрываются после долгих холодов реки, наступают теплые дни.

О начале весны, как говорят старики-эвенки, можно говорить только в апреле – месяце ТУРАН, когда прилетают вороны. На южных склонах появляются первые проталины, снег становится все рыхлее и кочевать все труднее.

К концу апреля – началу мая солнце светит все ярче, весна ломает лед, в тихий ход природных событий стремительно врывается ледоход.

Эвенкам весна приносит свои заботы. Весь март они продолжают активную пушную охоту – малую ходьбу. Ей помогали удлинившийся день и немного ослабевшие морозы. Время от времени, чтобы пополнить запасы мяса и заготовить их впрок, эвенки, как и в феврале, охотились по насту на лосей и диких оленей.

В годы, когда белки было мало, в конце марта – начале апреля (по эвенкийски – ОКТАНКИР – снег протаивает), эвенки собирали к стойбищам оставленных на зиму оленей и уходили к местам отела. Поскольку до отела оставалось всего около месяца, охотники, кочевавшие вместе с семьями, передвигались так быстро, насколько позволяло состояние снежного покрова.

Весенняя охота на копытных иногда продолжалась и в начале отела домашних оленей – важном периоде в жизни эвенков. Обычно он проходит в конце апреля – мае. К этому времени эвенки старались выйти к местам постоянных весенних стойбищ – БАЛДЫКИТ, куда, повинуясь своему инстинкту, стремились стельные важенки. На весенних стойбищах в прежние времена было довольно многолюдно. Здесь обычно собиралось несколько семей, вместе строивших загон для отела оленух.

В месяц отела оленей эвенки отмечали один из самых своих больших обрядовых праздников СЭВЭКЭН. Он приходился на момент появления первой зеленой травы и новой хвои лиственницы, первого кукования кукушки. Этим торжественным весенним обрядом у эвенков начинался НОВЫЙ ГОД. А весна переходила в лето.

Годовой цикл северобайкальских эвенков.

Годовой цикл северобайкальских эвенков начинался с весны. В период ТУРАН (прилет ворон – март) по окончании зимней пушной охоты эвенки переходили в лощины, где охотились на лосей. Так продолжалось до периода ШОНКАН (время отела – апрель), когда они переходили к рекам и занимались рыболовством, ставя на реках заездки. В период ДУКУН (май) уходили на земли, богатые гарями, и готовились к охоте скрадом на коз оленей. Чумы ставили на опушках неподалеку от речек, где в свободное от охоты время могли ставить заездки. В период ИЛАГА (цветение ягод – июнь) перекочевывали вверх по рекам, в скалистые места, где охотились скрадом на изюбров (обмен и торговля).

В период ИЛКУН (наливание ягод – июль) спускались с гольцов к рекам и озерам для рыболовства; на реках ставили верши на хариусов и щук; на озерах ловили рыбу (таймень, окунь, щука, а иногда и осетр) сетью с лодки. По ночам в заводях рыбу лучили с лодки, иногда с берега. Ночами же подстерегали лосей, которые, чтобы полакомиться водорослями, заходили в воду. Охотники кололи их копьем или рогатиной, тихо подплыв в лодке. С половины периода ИРЭН (обдирание коры лиственницы парнокопытными – июль) эвенки уходили в гольцы на поиски нор с тарбаганами. К периоду ИРКИН (обдирание рогов – август), примерно к первому сентября, перекочевывали в травянистые долины, богатые хвощом, где начиналась охота с трубой (оревун) на изюбров. Одновременно охотились на лосей. Стоянку обычно устраивали около богатых рыбой рек, чтобы успеть поставить верши. Осенью, в период УГУН (образование паберегов на реках и озерах – сентябрь), откочевывали в глухие лесные места для охоты на пушного зверя (соболь, лисица, куница, выдра, рысь, росомаха, белка, хорек, волк) плашками, западнями и кулемками. За этой охотой проводили УГДАРПИР (период выпадения снега – октябрь). В период МИРЭ («плечо» - декабрь)выезжали на ярмарку для торга, затем возвращались в тайгу и охотились до периода ТУРАН (март). Если стоянка находилась около реки или озера, то для смены питания старики занимались подледным ловом удочкой-бармасом с наживкой-червем.

Приметы:

Если мальчик играет с оленятами, то из него вырастет хороший оленевод.

Наставления:

Не садись за пустой стол – будешь в жизни обездоленным.

Ночью не держи дверь открытой – может войти недобрый дух.

Не спи долго – душа может заблудиться.

Не вылавливай всю рыбу – оставь своим детям и внукам.

Загадки:

«Днём спит, ночью летает, детей пугает». (Сова)

«С крыльями, а не летает, без ног, а не догонишь». (Рыба)

«Кто в лесу топориком стучит?» (Дятел)

Поговорки:

Одна пчела много мёда не принесёт.

Одно дерево ветра боится.

Тайга не школа, а всех учит.

Заключение.

Старики говорят:

«Не убивайте птиц, потому что в них продолжают жить души наших умерших родителей»;

«Не рубите дерево, оно ещё жить хочет»;

«Солнце грустное, еле-еле смеётся, потому что лето закончилось».

Календарь эвенков – это документ-хроника годового цикла эвенков. Он показывает и убеждает нас в том, что жизнь человека и жизнь природы тесно переплетены между собой, и если человек по своей неосторожности или незнанию нанесёт вред природе, то и сам попадёт в большую беду.

Эвенкийский народ имеет большой опыт освоения суровой природы. Они отличаются своей самобытностью и образом жизни, типом расселения, формами хозяйствования, бытом, традициями, верованиями, народным искусством и пр. В борьбе за выживание они выработали особые формы действий.

Народы Севера - самые малочисленные в нашей стране и это одна из главных их особенностей.

Эвенкийский календарь – один из источников изучения жизни эвенков: традиций, языка, быта, отношения их к природе

Список литературы:

  1. Василевич Г.М. Эвенки//Историко-этнографические очерки. – Ленинград, 1969. – 365 с.
  2. Найканчина А.П. Статья из сборника публицистики «Дуннэвдук уджя». Багдарин-Чита, 2004. – 149 с.
  3. Эвенкийские пословицы и поговорки, приметы.

07.12.2018 11:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!