СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская работа
«Эвенкийский календарь»
Ворфоломеев Тимофей
2 "А" класс
МБОУ "НСОШ №1"
Руководитель: Малахова Н.Н.
Содержание работы:
Введение.
Как и у многих других «кочующих» народов, жизнь эвенков зависела, прежде всего, от природных условий. Сменой этих условий и определялся эвенкийский традиционный календарь. В нем отражена последовательная смена деятельности в зависимости от природных условий, ритм жизни эвенков в разные сезоны года.
Актуальность темы: эвенкийский календарь является одним из источников изучения истории и быта эвенков, а также языка.
Цель работы: изучить эвенкийский календарь, его особенности.
Задачи:
- представить общую характеристику эвенкийского календаря;
- рассмотреть особенности годового цикла северобайкальских эвенков.
Общее понятие об эвенкийском календаре.
По ранним записям, относящимся к 50-60 годам прошлого столетия, эвенкийский календарь состоял из тринадцати месяцев. Поэтому и месяц у них назывался «бега», что в переводе означает «луна». Позднее под влиянием общепринятого календаря, заимствованного эвенками у русских, один месяц в эвенкийском календаре был утерян.
Год в традиционном представлении эвенков делится на два отдельных периода – летний «ДЮГАНИ», состоящий из шести; зимний – «ТУГЭНИ», включающий семь лунных месяцев. Названия месяцев обозначают сезонные перемены в природе или связанные с ними наиболее важные занятия, изменения в жизни эвенков.
Например: «МИЧУН» - появление хвои на лиственницах, первой травы, распускание почек.
«ИРКИН» - комары исчезают, олень обдирает рога.
«ГИРАВУН» - месяц охоты по насту.
Новый год у эвенков начинается с весны. Весна – время года, в котором природные перемены наиболее значительны, - разделяется на три периода:
«НЭЛКЭНИ» - ранняя весна, время начала отела оленей.
«НЭВКЭНИ» - весна воды, время таяния снегов, звона ручьев, появления больших, курящихся на солнце проталин (приходится у них на май).
«НЭНЭНИ» - время первой травы, распускания листьев, прилета птиц (начинается в конце мая и заходит в июнь).
Лето – ДЮГАНИ. Конец июня – август. Это время комара и мошки, особенно злого гнуса.
Осень – БОЛОНИ (сентябрь – первая половина октября). Улетают на юг перелетные птицы, осыпаются иглы на лиственнице, идет гон оленей.
Предзимье – АГАЛАНИ. Начинается обычно в середине октября и тянется весь ноябрь.
Зима – ТУГЭНИ. С конца ноября до апреля. Зима - самое долгое время года.
У эвенков оно далеко заходит за рамки календарной зимы с декабря по февраль.
В конце февраля – начале марта солнце светит все дольше, все ярче блестит наст, наступает весна света, а за ней и новые перемены в жизни.
По представлениям эвенков, весной солнце отпускает тепло, которое накопило за зиму, когда сидело в чуме, лишь изредка покидая его.
Благодаря солнечным лучам тает снег, вскрываются после долгих холодов реки, наступают теплые дни.
О начале весны, как говорят старики-эвенки, можно говорить только в апреле – месяце ТУРАН, когда прилетают вороны. На южных склонах появляются первые проталины, снег становится все рыхлее и кочевать все труднее.
К концу апреля – началу мая солнце светит все ярче, весна ломает лед, в тихий ход природных событий стремительно врывается ледоход.
Эвенкам весна приносит свои заботы. Весь март они продолжают активную пушную охоту – малую ходьбу. Ей помогали удлинившийся день и немного ослабевшие морозы. Время от времени, чтобы пополнить запасы мяса и заготовить их впрок, эвенки, как и в феврале, охотились по насту на лосей и диких оленей.
В годы, когда белки было мало, в конце марта – начале апреля (по эвенкийски – ОКТАНКИР – снег протаивает), эвенки собирали к стойбищам оставленных на зиму оленей и уходили к местам отела. Поскольку до отела оставалось всего около месяца, охотники, кочевавшие вместе с семьями, передвигались так быстро, насколько позволяло состояние снежного покрова.
Весенняя охота на копытных иногда продолжалась и в начале отела домашних оленей – важном периоде в жизни эвенков. Обычно он проходит в конце апреля – мае. К этому времени эвенки старались выйти к местам постоянных весенних стойбищ – БАЛДЫКИТ, куда, повинуясь своему инстинкту, стремились стельные важенки. На весенних стойбищах в прежние времена было довольно многолюдно. Здесь обычно собиралось несколько семей, вместе строивших загон для отела оленух.
В месяц отела оленей эвенки отмечали один из самых своих больших обрядовых праздников СЭВЭКЭН. Он приходился на момент появления первой зеленой травы и новой хвои лиственницы, первого кукования кукушки. Этим торжественным весенним обрядом у эвенков начинался НОВЫЙ ГОД. А весна переходила в лето.
Годовой цикл северобайкальских эвенков.
Годовой цикл северобайкальских эвенков начинался с весны. В период ТУРАН (прилет ворон – март) по окончании зимней пушной охоты эвенки переходили в лощины, где охотились на лосей. Так продолжалось до периода ШОНКАН (время отела – апрель), когда они переходили к рекам и занимались рыболовством, ставя на реках заездки. В период ДУКУН (май) уходили на земли, богатые гарями, и готовились к охоте скрадом на коз оленей. Чумы ставили на опушках неподалеку от речек, где в свободное от охоты время могли ставить заездки. В период ИЛАГА (цветение ягод – июнь) перекочевывали вверх по рекам, в скалистые места, где охотились скрадом на изюбров (обмен и торговля).
В период ИЛКУН (наливание ягод – июль) спускались с гольцов к рекам и озерам для рыболовства; на реках ставили верши на хариусов и щук; на озерах ловили рыбу (таймень, окунь, щука, а иногда и осетр) сетью с лодки. По ночам в заводях рыбу лучили с лодки, иногда с берега. Ночами же подстерегали лосей, которые, чтобы полакомиться водорослями, заходили в воду. Охотники кололи их копьем или рогатиной, тихо подплыв в лодке. С половины периода ИРЭН (обдирание коры лиственницы парнокопытными – июль) эвенки уходили в гольцы на поиски нор с тарбаганами. К периоду ИРКИН (обдирание рогов – август), примерно к первому сентября, перекочевывали в травянистые долины, богатые хвощом, где начиналась охота с трубой (оревун) на изюбров. Одновременно охотились на лосей. Стоянку обычно устраивали около богатых рыбой рек, чтобы успеть поставить верши. Осенью, в период УГУН (образование паберегов на реках и озерах – сентябрь), откочевывали в глухие лесные места для охоты на пушного зверя (соболь, лисица, куница, выдра, рысь, росомаха, белка, хорек, волк) плашками, западнями и кулемками. За этой охотой проводили УГДАРПИР (период выпадения снега – октябрь). В период МИРЭ («плечо» - декабрь)выезжали на ярмарку для торга, затем возвращались в тайгу и охотились до периода ТУРАН (март). Если стоянка находилась около реки или озера, то для смены питания старики занимались подледным ловом удочкой-бармасом с наживкой-червем.
Приметы:
Если мальчик играет с оленятами, то из него вырастет хороший оленевод.
Наставления:
Не садись за пустой стол – будешь в жизни обездоленным.
Ночью не держи дверь открытой – может войти недобрый дух.
Не спи долго – душа может заблудиться.
Не вылавливай всю рыбу – оставь своим детям и внукам.
Загадки:
«Днём спит, ночью летает, детей пугает». (Сова)
«С крыльями, а не летает, без ног, а не догонишь». (Рыба)
«Кто в лесу топориком стучит?» (Дятел)
Поговорки:
Одна пчела много мёда не принесёт.
Одно дерево ветра боится.
Тайга не школа, а всех учит.
Заключение.
Старики говорят:
«Не убивайте птиц, потому что в них продолжают жить души наших умерших родителей»;
«Не рубите дерево, оно ещё жить хочет»;
«Солнце грустное, еле-еле смеётся, потому что лето закончилось».
Календарь эвенков – это документ-хроника годового цикла эвенков. Он показывает и убеждает нас в том, что жизнь человека и жизнь природы тесно переплетены между собой, и если человек по своей неосторожности или незнанию нанесёт вред природе, то и сам попадёт в большую беду.
Эвенкийский народ имеет большой опыт освоения суровой природы. Они отличаются своей самобытностью и образом жизни, типом расселения, формами хозяйствования, бытом, традициями, верованиями, народным искусством и пр. В борьбе за выживание они выработали особые формы действий.
Народы Севера - самые малочисленные в нашей стране и это одна из главных их особенностей.
Эвенкийский календарь – один из источников изучения жизни эвенков: традиций, языка, быта, отношения их к природе
Список литературы:
© 2018, Малахова Наталья Николаевна 481