СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеучебка по-кравцовски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство просвещения увлеклось новой идеей - развитие внеучебной деятельности школ. То ли с учебной ничего не получается, то ли, наоборот, учебная у нас на таком высоком уровне, что детей решили активно занять чем-то еще и после уроков.

"В программе каждой школы должно быть не менее 10 часов на обязательную внеучебную деятельность", - решили в Минпросвещения. Это, кстати, мы слышали уже при введении прежнего ФГОС. Тогда, правда, это называли внеурочной деятельностью и заставляли бедных детей посещать всевозможные кружки и секции в объеме не менее 10 часов в неделю.

Поскольку физически ученики этого сделать не могли, да и у школ в этом плане ресурсы были крайне ограниченными, все свелось к отчетам и "мертвым душам" в объединениях дополнительного образования. Кстати, с этими двумя терминами - "внеурочная деятельность" и "дополнительное образование" - тоже всё никак не могли разобраться. Спорили-спорили, в чем их различие, и на чем-то там порешили. Итак, при прошлых ФГОСах была "внеурочка", теперь, видимо, станет "внеучебка".

Что же это такое? На VIII Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования министр просвещения С. Кравцов пояснил, что Минпросвещения РФ разрабатывает новые внеучебные курсы, направленные на поддержку общеобразовательных предметов. Почему, кстати, он это сказал на съезде работников допобразования? Значит, все-такие внеучебка и дополнительное образование - это одно и то же? А зачем тогда новое название? Ладно, бог с ним, с названием.

Суть-то в чем? "Мы открываем «Кванториумы», «IT-кубы», центры дополнительного образования, где было бы интересно школьникам", - объясняют в министерстве. А Кравцов добавляет, что дополнительное образование должно взаимодействовать с рабочими программами, утвержденными министерством, по предметам, которые не входят в итоговую аттестацию (ИЗО, музыка, физическая культура).

«В обязательные часы внеучебной деятельности должна быть включена финансовая грамотность, искусствоведение и физическая подготовка», - говорит он. Он напоминает, что в обновленные ФГОС начальной и основной школы вошли 8 модулей по разным видам спорта. Сейчас идет подготовка модуля по фитнес-аэробике. И на фоне всего этого фантазия министра разыгрывается.

До 2024 года, по его задумке, в каждой образовательной организации должны создать спортивный клуб. Сейчас в реестре школьных спортивных клубов, составлять который начали в прошлом году, значится более 21 тыс. позиций (из 40 тысяч школ). Однако одних только спортивных клубов министру показалось мало. "В каждой школе, где есть советник по воспитанию, уже должны быть открыты школьный театр и спортивная секция», - заявил он, объясняя это тем, что "школьный театр – это в том числе и профориентация". (Ну да, у нас в стране очень мало актеров, это такая "непопулярная" профессия, что нужно проводить массовую профориентацию).

Но и это еще не все. Вместе с министром фантазировать принялось все ведомство. Директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения Наталия Наумова решила развивать еще и туризм. К 1 сентября 2022 года Минпросвещения РФ совместно с Ростуризмом составит двух- и трехдневные экскурсионные маршруты для школьников, чтобы познакомить детей с историей, культурой и природой их регионов. Кроме того, будет разработан УМК по музейной педагогике.

По мнению Наумовой, это позволит "более интенсивно проводить очные туристско-краеведческие походы". Чиновнице невдомек, что интенсивно проводить походы школам не позволяют драконовские требования Роспотребнадзора, выполнить которые нереально. А теперь от мечтаний и фантазий - к реальному положению дел. Для организации спортивных клубов и полноценного проведения всех 8 спортивных модулей у школ нет ни человеческих и финансовых ресурсов, ни материально-технической базы. Кравцов говорит, что к концу 2024 года 6 тысяч школ оснастят бассейнами.

Но что такое 6 тысяч школ? Это капля в море. Да и те учебные заведения, где они появятся, от этого не выиграют. За бассейнами надо следить: наполнять, чистить, дезинфицировать и т.д. В школах нет штатных единиц, предусмотренных для этих целей. Кроме того, плавание детям должен кто-то преподавать. Но далеко не все учителя физкультуры - специалисты в этом виде спорта. Работать в школьных спортклубах некому. Дополнительные ставки на это никто не открывает. За копейки вести финтес не пойдет ни один тренер. Он лучше пойдет работать в фитнес-центр за нормальные деньги. (Для примера: стоимость одного зянятия в фитнес-клубе в не очень большом областном городе - от 600 рублей). Открывать театры в школах тоже некому.

Специалистов нет, особенно в маленьких городах и селах. Средств на создание декораций, изготовление костюмов и покупку реквизита тоже нет. Во многих школах нет даже сцены и актового зала. Максимум, что смогут сделать учителя своими силами, - это поставить раз в полгода сказку "Репка". Что касается туризма, то тут ситуация не лучше. Даже если регионы организуют туристические маршруты и смогут посредством школьных автобусов вывозить школьников в музеи, то реанимировать туристические походы вряд ли удастся.

Во-первых, потому что учителей-энтузиастов старой закалки, которые занимались туризмом, в школах почти не осталось. Во-вторых, потому что, даже если таковые найдутся, они побоятся брать на себя ответственность за организацию походов в нынешних условиях. Так что, думаю, вся эта внеучебка по-кравцовски останется на бумаге, как, впрочем, и все остальное.

Категория: Всем учителям
11.02.2022 18:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!