СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: формировать у детей знания о героях былинного фольклора - русских богатырях.
Задачи:
- расширить представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия русского воина (меч); воспитывать интерес к истории России; формирование коммуникативных качеств школьников.
Оборудование: дуб, камень, задания, гора, ноутбук, экран, звукозапись русской народной музыки, презентация.
Личностные УУД: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Ход занятия
1. Орг. момент.
-Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Актуализация знаний.
- Кто такой патриот?
- Как называется наша Родина?
- Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина - значит родная. Как мать и отец. Много лет назад наше государство называлось государство Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина. Кто такие предки?
- Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
-Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Славяне – это славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за землю-матушку.
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Народная мудрость гласит «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих источников, но защитить Земля себя не может».
– А кто защищал в давние времена наше государство? Отгадайте загадку.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
-Какова тема нашего занятия? (Слайд: Полна богатырями земля русская).
- Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О защитниках Руси - богатырях земли русской; узнаем, какими доблестными качествами должен обладать богатырь.
Богатырь Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
- Герои-богатыри Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.
3. Раскрытие основного содержания.
- А откуда вы знаете о богатырях?
- Что такое былина? Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»).
- Посмотрите, камень лежит у вас на пути. (Слайд) Это камень не простой, он укажет вам дорогу.
- Что же на нём изображено?
Направо пойдешь - к дубу придешь.
Налево пойдешь - к реке придёшь.
Прямо пойдешь - к горе попадешь.
- Ребят, но хочу вам сказать, что везде нас ждут испытания. Вы готовы их пройти? Как богатыри не боялись трудностей, так и мы не будем их бояться. А что бы со всеми трудностями справиться, какими мы должны быть?
- Если мы попробуем пойти направо, то куда мы придём?
- Дуб могучий великан, давайте посмотрим, кто там?
Богатырь земли родной
И защитник слабых,
Одержал победу он
В злом бою кровавом.
Соловья - разбойника
Он служить заставил
Тот чинить разбой и зло
Навсегда оставил.
-Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец)
(Портрет в презентации)
- Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял.
- Ребята, отгадайте:
- Что побеждает все преграды на пути?
- Что же ему помогло, ребята? (смелость)
- Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание?
- Это Илья Муромец, приготовил для нас задание.
-Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.
• Тот герой кто за Родину (горой).
• Кто смел тот на коня (сел).
• Один за всех и все (за одного).
• За правое дело стой (смело).
• Храбрый побеждает – трус (погибает).
• Родину предать – воином (не стать).
• Сам погибай, а товарища (выручай).
• Жить – Родине (служить).
- Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали.
- Одну дорожку мы прошли. А хотели бы вы узнать какие испытания ждут вас дальше?
- Идём прямо к горе.
- Кто на горе Сорочинской побывал?
Змеёнышей малых потоптал?
Забаву дочь Путятичну вызволял
В Киев к князю Владимиру доставлял?
- О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич)
(Портрет на презентации)
- Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание.
-Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.
© 2020, Дроздова Ульяна Валерьевна 209