СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внедрение проектной деятельности в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время существуют разнообразные учебно-методические комплекты, представляющие три образовательные системы начального образования: традиционную, систему Л. В. Занкова, систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими знания, умения и навыки, но почему-то значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля. И как следствие - не умеют пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, который формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, иными словами, формируют и развивают универсальные учебные действия.

Общая дидактика и частные методики призывают это делать в рамках каждого учебного предмета через организацию проектной деятельности.

В учебниках 1-4 классов УМК «Школа России» по каждому предмету предлагается выполнить несколько проектов. Так во втором классе по математике необходимо подготовить 2 проекта, по русскому языку - 4, окружающему миру - 6, литературному чтению - 4, технологии - 4, всего 20 проектов. Признаться, я некоторое время не понимала, как это возможно.

Следующим моим шагом был выбор новой темы по самообразованию, связанной с проектной деятельностью в начальной школе.

Изучая этот вопрос, я выяснила, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников и представляет собой конструирование и решение проектных задач. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, учащиеся начальных классов осваивают только основы способа проектирования.

Но, как сказал Л. Выготский, «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Таким образом, в начальной школе дети выполняют не проекты, а решают проектные задачи, подготавливая себя к основной школе.

На выполнение проектных задач тратится мало времени. Тема, цель и продукт деятельности задаётся учебником.

Например, во 2 классе по русскому языку в рубрике «Наши проекты» есть тема «Рифма». Цель проекта: составить словарик собственных рифм к любому из данных слов, продукт деятельности – словарик собственных рифм.

А дальше обучающиеся поэтапно подходят к решению проектной задачи.

Конечно же, проектные технологии в начальной школе имеют свои «плюсы» и «минусы».

«Плюсы»: • позволяет развить творческие возможности и способности учащихся; • развиваются навыки самообразования и самоконтроля; • приобретаются навыки групповой работы; • развивается коммуникабельность и чувство ответственности; • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, сделанная своими руками. Минусы: • возрастает нагрузка на учителя; • ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); • психологические коммуникативные проблемы. Как видим - “плюсов” больше!

В заключении хотелось бы отметить, что решение проектных задач в начальной школе помогает преодолеть современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в среднем звене, а значит, развить умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Использование проектной технологии способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

24.11.2020 20:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!