СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников.

К словесным методам развития речи относят использование в работе малых форм фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, народные песенки, потешки, пестушки и т.п.

Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладение детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Каков мастер, такова и работа

Поспешишь-людей насмешишь

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

Загадки формируют представления о переносном значении слова

Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет – гвоздь упадет – по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздем.

олицетворение Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь – девица). Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук – дед)

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов

Ходит весь век -а не человек, (часы). Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает, (дверь).

Выразительность характеристики предмета создается различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений. Так в загадке Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный. Ю.Г.Илларионова рекомендует обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Сравнение

Золотое решето Черных домиков полно. (Подсолнух)

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С их помощью, можно развивать фонематический слух.

В дошкольном учреждении актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё недостаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание окончаний». Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуя их дикцию.

С.С.Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. По меткому определению К.Д.Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад».

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Например, перед ребенком поставлена задача, выразить огорчение ("Проворонила ворона вороненка"), удивление ("На горе Арарат растет крупный виноград"), просьбу, нежность или ласку ("Наша Маша меленька, на ней шубка аленька").

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребёнка будет звучать естественно и выразительно.

По словам А.П. Усовой с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Поэтому дошкольные учреждения в системе работы по развитию речи старшего дошкольника уделяют особое внимание формам малого фольклора.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки-хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр -забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму.

21.03.2016 19:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!