СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние самооценки подростка на успешность учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние самооценки подростка на успешность учебной деятельности.

Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.

Особая значимость самооценки подростка в осуществлении учебной деятельности обусловлена следующими моментами: 1) поскольку она направлена на изменение самого ученика, в процессе ее формирования перед подростком с необходимостью встает задача определения меры своего продвижения в предмете усвоения, т. е. задача осознания самого себя как субъекта присвоения общественно-исторического опыта; 2) структура учебной деятельности заключает в себе компоненты, с одной стороны, направленные на предмет усвоения - учебные задачи и учебные действия, с другой - на самого ученика как субъекта деятельности - действия контроля и оценки. Овладение этими действиями также ставит перед подростком задачу анализа собственной деятельности и ее оценки.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, физических характеристик, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Является компонентом самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я - реального", "Я - идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон.

К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Спланировав и организовав эмпирическое исследование, мы апробировали в нем выдвинутую гипотезу о том, что успешность учебной деятельности подростка зависит от уровня самооценки.

Экспериментальные исследования проводились на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 с.Бурукшун Ипатовского района Ставропольского края. Выборку составили 33 человека (в возрасте от 14 до17 лет) : 8 юношей и 25 девушек.

Для доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методики:

  1. Методика определения самооценки Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейн.
  2. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
  3. Методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку.
  4. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.

В процессе работы над теоретическим и практическим исследованием влияния уровня самооценки на успешность учебной деятельности подростков, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность учебной деятельности.

При средней адекватной либо высокой адекватной самооценке учебная деятельность будет успешна. Так, у учащихся с высокой адекватной и средней адекватной самооценкой учебная деятельность успешна(69,7 %). У учащихся с неадекватной самооценкой учебная деятельность удовлетворительна (30.3 %).

От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.

Учащиеся с адекватной самооценкой стратегии поведения формируют адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей. У таких подростков нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус, они имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

У подростков с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегии «избегание неудач». В учебной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели, преувеличивая значение неудач. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью. Люди с заниженной самооценкой не реализуют в полной мере свои возможности. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Подростки с крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), характеризуются повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: эффективность учебной деятельности подростка зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Самооценка важна, поскольку отражает уверенность человека в своих личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при реалистичной оценке своих возможностей и способностей. При этом важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.

Следовательно, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности школьника под влиянием учебной деятельности.

Категория: Психологу
21.10.2019 21:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!