СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние клипового мышления на обучение математике в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Слова М.В. Ломоносова о том, что «математика в порядок приводит», в настоящее время очень актуальны. В постоянно растущем потоке информации довольно трудно ориентировать как учителю, так и ученику. Происходят значительные изменения в психологии человека. Начиная с 2000-x тысячных годов у современных школьников наблюдается значительное изменение в мышлении, восприятии и запоминании поступающей информации.

Выросло новое поколение детей, так называемое поколение Z. Они с детства привыкли широко пользоваться различного типа компьютерами, гаджетами, смартфонами, хорошо ориентируются в интернете. В отличие от предыдущих поколений, которые получали информацию из книг и других печатных источников, они получают основную массу информации из Интернета. Поэтому у них формируется /сформировался/ другой тип мышления, так называемое клиповое мышление.

Особенности этого типа мышления уже подробно описаны во многих статьях психологов и педагогов, указаны его отличия от понятийно логического мышления, свойственного предшествующим поколениям, поколениям Х и У.

Учащиеся с клиповым типом мышлением не могут долго и глубоко вникать в новые сведения, сосредоточиваться на воспринимаемом материале, особенно если он представлен в виде текста, с использованием специальной терминологии, с приведением четких доказательств. Они не могут вникнуть глубоко в суть изучаемого материала, но могут интуитивно дойти до правильного решения задачи, при этом не могут обосновать его, объяснить, как получили этот ответ, что требуется от ученика и необходимо делать в математике.

Но клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других, но и достоинствами. О чем писал в своей книге американский психолог Л. Розен «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения». Он отмечает, что сильная сторона человека с клиповым мышлением — его возросшая способность к многозадачности. Учащиеся одновременно могут слушать музыку, общаться в соцсетях, искать что-то в интернете, делая при этом уроки.

С нашей же точки зрения это не является достоинством, поскольку многозадачность ведет к рассеянности внимания, гиперреактивности, отсутствию сосредоточенности, предпочтению визуальных символов логике и углублению в текст. И чем более различны виды деятельности, между которыми происходит переключение, тем масштабнее информационные потери и выше перегруз мозга. Отсюда переутомление, стресс, невнимательность, досадные ошибки.

Стоит упомянуть еще об одной неприятной вещи. Выполняя несколько дел одновременно, мы уделяем каждому из них только частичное внимание, то есть воспринимаем материал с пробелами. А поскольку наш мозг не любит неожиданных пробелов, он пытается заполнить их догадками, и у ученика создается впечатление, что он ничего не упустил, все понял. На самом деле в его сознании откладываются слова, которых никто не говорил, картинки которых не было, события, которые не происходили.

Многие школьники математику воспринимают апатично, у них нет или почти нет мотивации к ее изучению. То стремление решить задачу, погрузиться в ее в суть, которое отмечалось ранее у учащихся предшествующих поколений, не характерно для современных школьников, которые стремятся избавиться от сложностей. Им хочется максимально сократить эти сложности уменьшить их.

Психология школьников меняется, в этом одна из особенностей клипового мышления. У современных учащихся нет нравственных ориентиров, ответственности, у них отмечается снижение уровня духовных запросов. Им все хочется упростить, все сложности, возникающие в процессе обучения свести до минимума.

У современных школьников превалирует мнение, что “учиться немодно”, что также может быть результатом развития клипового мышления.

Человек не рождается с таким типом мышлением. Оно вырабатывается при длительном хаотичном восприятии поступающей информации (фрагментарные сюжеты компьютерных игр, кадры в музыкальных клипах, разрозненные сообщения в соцсетях и т.д.).

Вместе с тем, многие исследователи находят достоинства этого типа мышления, отмечая, что современные школьники быстрее ориентируется в ситуации многозадачности, лучше воспринимают невербальные образы.

Многие учащиеся слабые в математике успешно решают задачи с практическим содержанием. Им в этом помогает здравый смысл, но отнюдь не умение логически мыслить и принимать правильное решение в соответствие с поставленной в условии задачей. Об этом, в частности, пишут Н. Левитина и Е. Калинина в статье “Компетенции слабого звена” [7].

Кроме того, правильный ответ ученик иногда может получить интуитивно или путем случайного выбора, особенно когда дело касается тестовых заданий. Но это не осознанный выбор, при котором требуется применить логическое мышление, найти причинно-следственную связь между последовательными действиями, приводящими к правильному искомому результату.

Клиповое мышление отучает думать, особенно критически, и аналитически мыслить. Отсюда в ответах на решение задачи можно встретить ответ: полтора человека.

Математика, как уже говорилось выше, наука точная, требующая сосредоточенности и концентрации внимания при решении поставленной задачи, когда последующее действие вытекает из предыдущего. Особенно это требуется при доказательстве новой теоремы, где необходимо запомнить каждое последующее действие, установить логические связи между ними. Но учащийся с развитым клиповым мышлением не обладает такими качествами. У него рассеянное внимание, он постоянно отвлекается, перескакивает с одного элемента задачи на другой, не задумываясь о логической связи между ними. Иногда ему удается получить правильный ответ, но объяснить каким образом он получил, он не может.

Это же касается и заучивания, и доказательства теорем. Ученик не вникает в суть теоремы, не понимает ее содержание. Часто он даже не может связно передать ее содержание, поскольку при чтении он не может сосредоточиться на отдельных словах, установить между ними причинно-следственную связь.

С нашей точки зрения клиповое мышление и как его следствие многозадачность явления отрицательные. И хотя многие исследователи пишут, что оно помогает лучше ориентироваться в поступающем потоке информации, оно никак не способствует решению поставленных конкретных задач. Поэтому необходимо переключать учащихся с клипового мышления на традиционное понятийно-логическое. И первое что надо сделать — привить привычку к чтению достаточно длинных текстов с последующей передачей их содержания. Конечно, это не задача математики. Но научив школьника вдумчиво вчитываться в читаемый текст, запоминать и воспроизводить прочитанное, он постепенно приучится вникать в любой длинный или короткий текстовой материал, устанавливать логическую связь между явлениями, а, следовательно, столкнувшись с доказательством теоремы или с решением задачи, он будет искать логическую связь между производимыми действиями.

07.11.2022 17:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!