СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ваш самоцвет. Основа для самой прекрасной из летописей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Он не поражает воображение глубоким, сочным цветом, совершенством природной формы или редкостными световыми эффектами. Внешний вид его скромен – чередующиеся слои белого, красного и бурого цвета. Эта разновидность агата в природе встречается чрезвычайно редко и потому становится нередко жертвой подделок – слоистые невыразительные камни искусственно окрашивают под сардоникс.

Зачем же подделывать внешне невзрачный камень? Да затем, что многие столетия он считается поистине царем камей.

… Давным-давно, где-то в четвертом тысячелетии до новой эры в Древнем Египте зародилось искусство резьбы на самоцветных камнях. Из той эпохи дошли до нас резные амулеты, украшения, печати. Дивное искусство широко распространилось среди многих народов, но наивысшего расцвета достигло в Древней Греции. Там же эту «самую прекрасную из летописей» стали называть глиптикой, от греческого «глипо» — вырезаю.

Резьба на драгоценных камнях пережила века, знала взлеты и падения. Великолепные произведения искусства подарили нам эпоха Возрождения, 18-й и 19-й века. Возрождается интерес к резным камням и в наши дни. Но непревзойденными остаются античные резные камни – антики, это вершина глиптики, достичь которой удалось немногим мастерам последующих веков.

Антики не только образец высочайшего искусства, они – источник уникальной информации о материальной и духовной жизни своей эпохи. Древние мастера запечатлели в геммах (так называют резные камни вообще, как таковые) сцены из мифологии и литературных произведений, портреты правителей и победителей Олимпийских игр, бытовые сценки, животных и птиц, воспроизведения шедевров греческой живописи и скульптуры.

Вот почему геммы издавна стали предметом поклонения и страстного коллекционирования. Из истории известно, что собиранием резных камней увлекались римский полководец Сципион Африканский, великий итальянский поэт Петрарка, русская императрица Екатерина II. Кстати, увлечение Екатерины геммами было столь велико, что их коллекция, хранящаяся ныне в Эрмитаже, насчитывает около двадцати тысяч единиц – больше, чем в собраниях музеев Парижа, Лондона, Рима и Флоренции вместе взятых.

Для изготовления гемм использовались многие минералы – сердолик, аметист, гранат, яшма, изумруд, сапфир. Но в резном камне ценится не драгоценный материал, а мастерство его обработки, умение резчика использовать малейшее изменение цвета, включение, мутное пятнышко во благо будущему произведению искусства.

На одноцветных камнях, как правило, изображение делали углубленным, врезанным – это так называемые инталии, их использовали как печати. Из слоистых камней – агата, оникса, сардоникса – вырезали камеи, у них рисунок выпуклый, рельефный. Камеи носили и носят по сей день как украшения в кольцах, серьгах, брошах, подвесках, нанизывают из них ожерелья.

Вот тогда-то и стал сардоникс повелителем, королем камей – его разноокрашенные слои давали художнику редчайшую возможность создать композицию не только многофигурную, но и многоцветную.

Множество великолепных камей из сардоникса хранится в музеях нашей страны. Это и портрет Александра Македонского работы знаменитейшего Пирготеля, «Голова Афины», «Адам и Ева», «Эдип и сфинкс», геммы английских резчиков Браунов, многие другие выдающиеся образцы глиптики.

Но непревзойденным шедевром всех времен считается знаменитая камея Гонзага, хранящаяся в Эрмитаже. Создана она неизвестным мастером из Александрии в III веке до нашей эры. Эта камея одна из самых больших в мире – 12 на 15 сантиметров. Предположительно на ней изображены египетский царь Птолемей и его жена Арсиноя. Резчик настолько умело использовал различную окраску слоев сардоникса, что изображение получилось живым, многоцветным – белое лицо Арсинои, загорелое у Птолемея, шлем темно-коричневый, волосы чуть светлее.

Бесценное произведение неведомого мастера было столь известным всю свою долгую жизнь, что сохранилась история приключений этой камеи, как и у знаменитых алмазов «Шах» или «Орлов».

Искусство резьбы на драгоценных камнях нашло своих почитателей и в России. Исследованиями последних лет доказано, что первые русские геммы появились в 16-м веке, а не 18-м, как считалось ранее, и носили они четкий отпечаток византийского стиля. Известны и имена русских умельцев-камнерезов – Васильев, Раевский, Уткин, Доброхотов. Их изделия экспонировались в петербургской Академии художеств.

В Оружейной палате Кремля хранятся уникальные сардониксовые камеи русской работы 16-го века, с которыми связана настоящая детективная история. В 1918 году среди прочих сокровищ они были похищены из Патриаршей ризницы Кремля, а найдены и возвращены государству спустя почти семьдесят лет. Причем одна из камей была обнаружена в каталоге английского антикварного аукциона и выкуплена у владельца.

… Скромный сардоникс, подаривший миру редкой красоты шедевры камнерезного искусства, в старину почитался и как могучий талисман – придавал человеку мужество, защищал от неверности, лжи и злых чар. Считали, что этот камень способствует срастанию сломанных костей, останавливает кровотечение. Родившимся в августе он обеспечивает счастливую супружескую жизнь.

Автор: Татьяна ХУДЯКОВА

Категория: Всем учителям
06.04.2017 21:00


© 2017, ХХ ХХ ХХ 303

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!