СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вас вызвали в школу на беседу с учителем.
После подобного известия чувствуешь себя как минимум некомфортно.
А если вы – человек эмоциональный, то легко прийти в состояние стресса: увеличивается кровяное давление, ускоряется пульс, сбивается темп дыхания, а в груди поселяется тягучий тревожный комок.
Как правильно вести себя в разговоре с учителем и решить проблему ребёнка – расскажет статья.
ШАГ 1. ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Для начала нужно успокоиться. В классической психологии для этого рекомендуется глубоко и размеренно дышать, считая до 10. Выпейте стакан воды.
Успокоить себя можно и тем, что скорее всего причиной предложенной беседы стало не возмущение учителя, а недоумение.
Елена, 37 лет, дочери 14 лет: «Вызвали однажды в школу – у меня шок. Дочь ведь круглая отличница, победительница олимпиад. Что не так? Что случилось? Зря переживала. Вызвали из-за того, что у дочери выходит сразу 6 четвёрок за полугодие по основным предметам. Вместе с учителем нашли причину: дочка влюбилась в мальчика из её класса. Неудивительно, что она волновалась на уроке.»
Старайтесь не накручивать себя. Некоторые мамы и папы, взвинтив себя по дороге в школу, влетают к педагогу уже разъярёнными фуриями или берсерками. Им кажется, что в таком состоянии легче противостоять учителю. Позвольте, но разве вы идёте на войну?
ШАГ 2. ПРАВИЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
Спокойствие, только спокойствие. Если вы готовы рвать и метать, осудить учителя или своё чадо, то в вас говорит ваш Внутренний Ребёнок.
Яковистенко Анастасия Дмитриевна, к. психол. н., зав. лабораторией психологии общения и развития речи ЦРО г.о. Самара:
«По теории трансактного анализа Эрика Берна, в каждом из нас существуют три основных состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель. Если рассматривать их в ситуации беседы с учителем, то они могут проявиться так:
"Ребенок" - это импульсивное начало в человеке. В этом состоянии человек либо излишне послушен, либо груб и агрессивен.
В состоянии «Родителя» человек оценивает, запрещает, ищет виновного. Он говорит такими фразами, как "Вы должны", "Надо делать так", "Прекратите это немедленно".
И только в состоянии «Взрослого» человек трезво рассуждает, логически анализирует свои и чужие поступки, открыто задает вопросы, делит ответственность между собой и другими.
Конфликты происходят как правило оттого, что собеседники в момент общения находятся в разных состояниях. Продуктивной может быть только беседа в формате «Взрослый - Взрослый». Когда родитель и педагог стараются быть адекватными и выступают на равных, диалог становится конструктивным».
ШАГ 3. КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ.
Эмоции прочь. Чувства не должны мешать думать, ведь вы осуществляете дипломатическую миссию. А если дело серьёзное, то и исполняете роль адвоката вашего ребёнка. Поэтому без агрессии, вежливо выясняем, что мешает школьнику учиться.
Если же эмоциями переполнен сам учитель и ведёт себя некорректно, важно сдержать свой гнев и не бросаться в контратаку. Всё время помните про цель общения. Вы должны помочь ребёнку, а не переспорить учителя.
Цель вашей беседы – сформулировать проблему и определить, что могут сделать для её решения родители, школа и сам ребёнок.
Старайтесь выяснить все детали, задавайте вопросы. Тогда вы сможете конкретизировать проблему и она будет звучать, например, не «никогда не слушает учителя», а «ему сложно сосредоточиться на уроке геометрии, т.к. у него страдает абстрактное мышление».
Не бойтесь педагога. При правильном подходе он – союзник. Учителя хотят и могут бороться за ученика, но им необходима поддержка родителя.
Воспитание — это непрерывный процесс взаимодействия детей и родителей, воспитанников и педагогов, поэтому вы должны работать в команде. И прежде всего на вас – личная ответственность за успеваемость и поведение ребёнка.
Обязательно узнайте, какие сильные стороны есть у вашего ребёнка, в чем он успешен. Концентрация на сильных сторонах помогает и ему, и вам. Нет ничего хуже для детского развития, чем потеря веры в собственный успех.
И еще одно: не обращайтесь к директору или в Департамент образования «через голову учителя». Это допустимо только в одном случае: если не удалось договориться с учителем в личной беседе, если при вашем старании вести конструктивный диалог, позиция педагога оказалась негибкой.
ШАГ 4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Теперь, когда вы выяснили и конкретизировали проблему, важно предпринять правильные шаги к её решению.
В беседе с ребёнком действует ровно тот же принцип: говорим без упрёков, без сильных эмоций, на равных. Установите с ним контакт. Для этого нужно дать ему выплеснуть свои переживания, посочувствовать им, а затем попросить остановиться на нюансах конфликта.
После этого обсудите вместе варианты решения и составьте поэтапный план конкретного решения.
Если речь идет о неуспеваемости, не волнуйтесь сами и не волнуйте ребёнка. Лучше двойка, но адекватная, чтобы ребёнок понимал, почему так вышло и что нужно сделать, чтобы исправить. Такому ребёнку намного проще потом в колледже, лицее, ВУЗе, на работе. Виртуальные пятёрки ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе не приведут.
И последнее. Конфликты случаются. Это неотъемлемая часть жизни, точка роста. Ваша и вашего ребёнка. Если вы сами способны договариваться, слышать других, демонстрировать высокий эмоциональный интеллект, ребёнок получает потрясающий жизненный урок, который намного важнее всех школьных уроков вместе взятых.
© 2017, Лалаева Любовь Авенировна 5822