СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. А. Сухомлинский "Сто советов Учителю". (в сокращении) часть 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

36. НАГЛЯДНОСТЬ — ТРОПИНКА ПОЗНАНИЯ И СВЕТ, ОЗАРЯЮЩИЙ ЭТУ ТРОПИНКУ

Единственным средством воспитания внимательности является воздействие па мысль, и наглядность лишь в той мере способствует развитию и углублению вниматель­ности, в какой она стимулирует процесс мышления. На­глядный образ предмета может сам по себе привлечь вни­мание на продолжительное время, но цель применения наглядности заключается вовсе не в том, чтобы на весь урок приковать внимание ученика,— средство наглядности приносится на урок для того, чтобы на каком-то этапе познания дети отвлеклись от образа, перешли мысленно к обобщающей истине, закономерности.

К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят «фор­мами, звуками, красками и ощущениями». Эта возраст­ная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновремен­но видел, слышал, переживал и думал. Наглядность — сила, развивающая внимательность, мышление, она при­дает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одно­временности видения,слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью.

Я советую учителям начальных клас­сов: учите детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда.

Применяя наглядность, надо задумываться над тем, как от конкретного перейти к абстрактному.

Постепенно надо переходить от натураль­ных к изобразительным средствам наглядности, а потом к таким, которые дают символическое изображениепред­метов, явлений.

Классная доска существует не только для того, чтобы писать на ней, но и для того, чтобы учитель делал на ней зарисовки, схемы, чертежи — в процессе рассказа, объяс­нения, использовал доску и разноцветные мелки.

Изобразительная наглядность является вместе с тем и средством умственного самовоспитания.

Научить нарисовать задачу — значит обеспечить переход от конкретного мышления к абстрактному.

От изобразительной наглядностипостепен­но переходитек словесно- образной. Словесныйобраз — это шаг па пути перехода от мышления «формами, зву­ками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями.

Средство наглядности должно быть таким, чтобы дети обращали внимание на самое главное, самое существенное.

Повторим: наглядность требует большого искусства в ее использовании, знания души, мысли учащегося.

37. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, НАЧИНАЮЩЕМУ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ

Многое, и, прежде всего надо накапливать по крупинке интеллектуальное богатство и педагогическую мудрость воспитателя. Перед вами большой жизненный путь, на нем вы встретитесь с самыми неожиданными человече­скими судьбами, к вам будет обращен пытливый ум и взор юноши, ищущего ответ на вопросы: как жить? В чем сча­стье? Где истина? Чтобы ответить на эти вопросы, надо постигнуть диалектику стремления человека к правде, к торжеству идеалов народа, надо осмыслить и прочувство­вать душой вершину борьбы человечества за лучшее бу­дущее — коммунистические идеи и их воплощение в жизни.

Советую вам, юный Друг, ежемесячно читать три книги: 1) по проблемам науки, основы которой вы препо­даете; 2) о жизни и борьбе человека, образ которого яв­ляется светочем, примером для молодежи; 3) о душе че­ловека — особенно ребенка, подростка, юноши, девушки (книги по психологии).

Пусть в вашей личной библиотеке будут эти три раз­дела.

Только повседневное пополнение научных знаний даст вам возможность видеть умственный труд учеников в процессе изложения материала: в центре вашего внимания будут не мысли о содержании урока, а мысли о мышлении ваших питомцев. Это вершина педагогического мастерства каж­дого учителя, к ней вы должны стремиться.

Создавайте, обогащайте свою личную библиотеку художественной литературы.

Воспитателю необходимо также утонченное чувство красоты. Вы должны любить красоту, творить её и обере­гать - красоту в природе и в душе наших питомцев. Знай­те, что если вы любите сажать и выращивать деревья, если вам доставляет радость прийти к ульям и слушать жуж­жанье пчел в цветущих деревьях, которые вы вырастили своими руками, - у вас есть наиболее прямая дорога к сердцу человека - духовное общение в труде, создающем красоту.

38. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, ГОТОВЯЩЕМУСЯ РАБОТАТЬ С ПЕРВЫМ КЛАССОМ

Вам надо хорошо знать каждого своего будущего питомца.

Что значит знать ребенка?

Это, прежде всего, иметь представление о его здоровье. За полтора года до начала работы с детьми передо мной был список будущих учащихся.

Опыт убедил в том, что воспитание дол­жно способствовать исцелению человека, избавлению его от недугов, которые чаще всего зарождаются в детстве. Больной ребенок требует особых методов воспитания, нуждается в специальной медицинской педагогике.

Я считаю, что очень важно знать, как взаимоотношения в семье способствуют предотвращению недугов и исцеле­нию детского организма, если недуг по той или иной при­чине уже есть. Особенно зависит от семьи состояние нерв­ной системы и сердца ребенка.

Собрать родителей очень важно, чтобы пришли и отцы, и матери и поговорить с ними о взаимо­отношениях в семье, способствующих, формированию здо­ровой нервной системы, а в связи с этим положительных нравственно-психологических качеств.

39. КАК В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИЗУЧАТЬ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

Есть два основных типа человеческого мышления - логико-аналитическое, или математическое, и художест­венное, или образное.

Соберите будущих своих первоклас­сников в ясный сентябрьский день, пойдите с ними в осен­ний лес, и вы сразу же увидите детей с этими двумя ярко выраженными типами мышления. Внимательно наблюдайте, и вы увидите два типа воспри­ятия — признак двух типов мышления.

Эти два типа мышления существуют объективно, учи­телю надо знать, какой тип преобладает у каждого ребен­ка. Это очень важно для правильногопедагогического ру­ководства умственным трудом. Учить мыслить, развивать мышление — значит развивать у каждого ребенка обе мыс­лительные сферы: образную и логико-аналитическую, не допускать односторонности, но в то же время умело на­правлять умственное развитие каждого ученика в русло, в наибольшей мере соответствующее его природным за­даткам.

Мышление детей различается также темпом операций, можно сказать быстротой мысли.

Я советую учи­телю, которому предстоит работа с I классом: в течение года проведите двадцать-тридцать путешествийк истокам мысли — в природу. Введите детей вобстановку, где есть и яркие образы, и причинно-следственные связи между явлениями, где дети восхищаются, переживают чувство изумления перед красотой и в то же время думают, анали­зируют.

40. КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННЫЕ СИЛЫ ДЕТЕЙ

Как показал многолетний опыт, необходимы специаль­ные уроки мышления. Их надо проводить время от вре­мени уже в дошкольный период. С началом занятий в 1 классе уроки мышления становятся частью умственного воспитания. Урок мышления — это и живое, непосредст­венное восприятие образов, картин, предметов окружающего мира, и логическийанализ, добывание знаний, мыслительные упражнения, нахождениепричин и следствий.

41. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПАМЯТЬ

Я твердо убежден, что о воспитании памяти особенно надо заботиться тогда, когда ребенку еще не подошло время заучивать, запоминать ни на уроках, ни дома. Дошкольные годы и обучение в начальной школе — прекрасное время для закладки фундамента прочной памяти. Надо заботи­ться о том, чтобы важные истины о явлениях и закономер­ностях окружающего мира были усвоены детьми без спе­циального заучивания и запоминания, т. е. в процессе непосредственных наблюдений.

Одна из причин — отсутствие в начальной школе специаль­ной работы, имеющей целью развитие мышления, воспи­тание умственных сил, закладку фундамента запоминания. В начальной школе надо заложить прочный фундамент памяти, а им являются знания, добытые, приобретенные, усвоенные ребенком в процессе непосредственного позна­ния окружающего мира под руководством учителя.

42. ЩАДИТЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Зубрежка всегда вредна, но особенно недопустима она в отроческом и юношеском возрасте.

Изгнать из школы школярство — одна из очень важных воспитательных задач.

А сделать это можно единственным путем: установить разумное соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. Развитие памяти подростков, юношей и девушек зави­сит, таким образом, от общей интеллектуальной культуры учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах.

43. ВОСПИТЫВАЙТЕ У ДЕТЕЙ ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ

Прямое отношение к развитию умственных сил уча­щихся имеет вопрос о том, как поставлено рисование в на­чальной школе, какое место отводит ему учитель в учебно-воспитательном процессе. Воспитывая детей в начальной школе, я увидел в рисовании одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение. Я твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира.

Без рисования я не представляю уроков географии, истории, литературы, естествознания.

44. КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К БЕГЛОМУ ПИСЬМУ

Чтение и письмо — это два самых необходимых школь­нику инструмента учения и в то же время два окошка в окружающий мир. Без умения бегло, быстро и сознатель­но читать, бегло, быстро, полуавтоматически писать ребенок остается как бы полуслепым. Я вижу очень важную задачу в том, чтобы уже в третьем, а в четвертом классе уже на­верняка — ученик писал длинное слово не отрывая пера от бумаги, чтобы он мог написать слово — (и даже ма­ленькое предложение), оторвав взгляд от тетради.

Все это — быстрота написания букв и слов, постепенное приобретение полуавтоматизма в отношении орфограмм, одновременное написание и осмысливание — должно идти рядом. Выработка беглого письма, прежде всего, требует определенного количества тренировочных упражнений ма­лых мышц руки. Я имею в виду тонкие трудовые движения рук — и правой, и левой. За год до начала обучения в школе детям надо давать такие виды труда, как вырезание из картона и бумаги ножиком (резцом) и ножницами, резьба по дереву, плетение, конст­руирование и изготовление маленьких моделей из дерева. Тонкие трудовые движения вырабатывают необходимые соразмерность и ритм движения пальцев, формируют их чуткость, чувство миниатюрного рисунка, каким в сущно­сти и является буква.

45. УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАБОТАТЬ И ПРАВОЙ, И ЛЕВОЙ РУКОЙ

Мой многолетний опыт убеждает, что если самые тонкие, самые умные тру­довые движения становятся достоянием не только правой, но и левой руки, количество этих связей растет, от рук к мозгу идет мудрый опыт, выражающий взаимодействие и взаимоотношение предметов, вещей, процессов, состояний.

46. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ В БОЛЬШОЙ ШКОЛЕ

Я бы советовал вначале просмотреть тетради всех кол­лег по работе в начальных классах.

Ученические тетради — зеркало всей воспитательной работы.

Совершенствование педагогического мастерства — это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, на­правленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуаль­ной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа.

Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюде­ние, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рож­даться собственные педагогические идеи. Изучая, напри­мер, связи между тем, что делается, и тем, что получается в результате, вы приходите к выводу: от зерна, посажен­ного в прекрасно обработанную почву сегодня, далеко не всегда можно ждать ростка уже завтра. То, что делается сегодня, во многих случаях можно оценить лишь через несколько лет. Это одна из очень важных закономерно­стей педагогического труда. Она заставляет всегда думать о перспективе.

47. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ 0ДН0К0МПЛЕКТН0Й ШКОЛЫ

48. КАКИЕ ПЛАНЫ ПИСАТЬ УЧИТЕЛЮ

Для учителя начальных классов очень важно составить перспективный план, рассчитанный на несколько лет.

1. Список художественных произведений, которые дети должны прочитать за годы обучения в начальной школе. Этот пункт плана станет реальностью, конечно, только тогда, когда в школьной библиотеке будут необходимые детские книги.

2. Музыкальные произведения, которые дети будут про­слушивать в школе (желательно, чтобы в школе была му­зыкальная комната).

3. Произведения живописи, по которым будут прове­дены беседы.

  1. Тексты — отрывки из художественных произве­дений, которые надо заучить наизусть.
  2. Орфографический минимум — т. о. словарь орфо­грамм, написание которых в начальной школе должно быть твердо, навсегда сохранено в памяти.
  3. Список научно-популярных книг и брошюр, чтение которых способствует расширению кругозора школьников. Особо надо выделить книги и брошюры, предназначенные для трудных детей — детей со сниженной подвижностью мыслительных процессов.
  4. Тематика уроков мышления — путешествий к источ­никам мысли и родной речи.
  5. Тематика сочинений, которые дети напишут за годы обученияв начальных классах.

9. Примерный перечень наглядных пособий, которые сделают учитель и дети.

10. Экскурсии, которые будут проведены и начальной школе.

Такой же перспективныйплан я советую состав­лять и преподавателям предметов в средних и старших классах. Учитывается, конечно, специфика предмета. На­пример, преподаватель биологии включает в перспектив­ный план систему наблюдений в природе с целью форми­рования у учеников необходимых представлений. Препо­даватель географии включает терминологию, обязательную для запоминания.Учитель физики предусматривает в сво­ем плане наблюдение труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Перспективный план — это очень важный ориентир, по которому учитель ежегодно, читая и продумывая про­грамму, как бы проверяет сам себя — что уже сделано и что нужно сделать. По выполнению перспективного плана можно судить о качество знаний учащихся.

Каждому учителю надо такжесоставлять тематическийили поурочный план. Тематический план — это дидактическое предвидение и обоснование, а не развернутый конспект. Тексты заданий и упражнений, как правило, в план не включаются (у учителя они обычно выписаны на спе­циальных карточках или в тетрадях).

В тетради, где пишутся тематические планы, необхо­димо отвести чистое место (поле)— для того, чтобы в слу­чае непредвиденных отклонений отнамеченного пути вне­сти в план соответствующие изменения.

Некоторые учителя предпочитают тематическому плану поурочный. Главное — ориентироваться на перспективный план, не забывать о конечной цели, время от времени продумывать программу и объяснительную записку к ней, сопоставлять ее с перспективным планом.

49. СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДНЕВНИКА УЧИТЕЛЯ

Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к которому ставятся ка­кие-то формальные требования. Дневник - личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них — источник раздумий, творчества. Дневник, который ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет — это огром­ная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая культура. Сколько дра­гоценных жемчужин педагогической мудрости пропадает тогда, когда учитель-мастер, учитель-творец, завершив свою творческую жизнь, уносит с собой в могилу все, что он постиг за годы труда и поисков. Дневники педагогов я бы хранил в педагогических музеях и в научно-исследо­вательских институтах как бесценные сокровища.

Значительное место в дневнике принадлежит записям о трудных детях. Я считаю очень важным подметить тон­чайшие оттенки в их поведении, в умственном труде на уроках и дома. Записанные и осмысленные наблюдения очень помогают учителю в его работе.

50. О ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Надо избегать парадоксального явления, имеющего, к сожалению, место в жизни: учителю, воспитывающему чужих детей, нет времени для воспитания своих детей. Я бы хотел посоветовать учителю-отцу, учительнице-ма­тери:

Не забывайте, что дома вы для своих детей не учитель, не классный руководитель, а прежде всего отец, матъ. Не превращайте семью в миниатюрную школу, по возможно­сти делайте все, чтобы атмосфера школы оставалась за по­рогом вашего дома, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей.

Воспитание — это не какие-то специально, искусст­венно организованные «мероприятия», это прежде всего образ жизни. В руках педагога — сильный и в то же время небезопасный, требующий большой мудрости и осмотри­тельности инструмент — власть над человеком. Мудро и осмотрительно пользуясь этим инструментом в школе, не переносите его в свой дом. Многие свои привычки, тради­ционные учительские приемы надо оставлять в стенах школы. Избегайте «педагогизации» своих детей — очень плохо, когда дети ваши осведомлены о всех деталях педагогической профессии.

Если есть возможность, определите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы будете несравненно ближе к своему сыну, к своейдочери как отец, как мать.

Не приносите из школы домой раздражения, нервозно­сти, недовольства той или иной стороной педагогического процесса, поведением школьников. Это очень плохой при­мер для ваших детей. Если с малых лет дети увидят, что школа причиняетотцу или матери одни неприятности, у них постепенносложится отвращениек педагогическому труду. Плохие последствия этого чувства - не только то, что вашим детям не захочется стать учителями. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, чувствующий отвращение к труду педагога, становится лицемером и бол­туном.

Категория: Всем учителям
11.12.2016 13:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!