СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.45

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто у кошки детеныш? Если ребенок не может ответить, то показывается картинка с котенком. В случае, если ребенок и после предъявления картинки не может назвать детеныша, то проверяющий называет сам или может назвать первый слог слова: «Кооо.». — Прибежал и котенок. Ему тоже понравилось бегать по травке. На столе уже две картинки: кошка, котенок. — Мама. (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.) Ребенок может назвать детеныша сразу или после предъявления картинки. — Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Кто у нее детеныш? Мама—курица, а детеныш. (цыпленок). После показа картинка остается на столе. — Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок. Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка.) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка.) Воткакая история случилась летом. После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка {лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки. — Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? {Улисы лисенок, а у утки — утенок.) В конце учебного года это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа. — Был солнечный день, и на лужок прибежала. (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ.) Да, один детеныш котенок, а много — кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята. Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята. — Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят.) И т. п. Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д. 3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята. 2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки. 1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего. При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система: 3 балла — правильный ответ (котенка, котят); 2 балла — словотворческий ответ (котенков); 1 балл — нет ответа (или с наводящими вопросами). Апробация этого задания показала, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Часть детей называет их только после предъявления картинки. Наибольшую трудность представляют для детей младшего дошкольного возраста задания, когда нужно образовать названия детенышей животного от другого корня, например: собака — щенок, курица — цыпленок (сравните: кошка — котенок, лиса — лисенок и т. д.). Поэтому часто мы получаем ответ: Детеныш у собаки — собачонок, детеныши — собачата. Эти задания включены в систему проверки не случайно. Мы должны показать ребенку, что существуют разные формы словообразования, чтобы уже начиная с младшей группы детского сада он знал о разных способах образования новых слов. Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения. Материал — картинки: 1) шкаф стол стулкровать 2) красная чашка блюдце тарелка зеленый кастрюля 3) желтое платье синяя шапка шарф черное пальто Проверяющий и ребенок сидят за столом. — Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака «кивает» головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.). Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели. — Назови, что здесь нарисовано! Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: «Это.(шкаф), это. (стул)» и т. д. — Шкаф, стол, стул, кровать. Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам). Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет. — Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка? Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:. шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д. — Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш. В конце учебного года при проверке словарного запаса детей можно спросить: «Какую мебель, одежду, посуду ты еще знаешь?» Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука. Словарь 3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово. 2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет. 1 балл — если ребенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинки.Звукопроизношение 3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах. 2 балла — если правильное произношение в двух группах. 1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков. 3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно. 2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего. 1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим. Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий, хороший, удовлетворительный. Высокий уровень — ребенок получает 24 балла; хороший уровень — 16 баллов; удовлетворительный — 8 баллов

02.08.2017 11:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!