СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.34

Нажмите, чтобы узнать подробности

На слово посуда некоторые дети дают ответы, близкие к словарным определениям: «Из нее можно кушать и пить», «Из посуды мы едим и пьем», «Посуда — из чего едят». К высокому уровню можно отнести ответы, когда называют ряд соподчиненных видовых понятий (перечисление конкретных предметов посуды): «Это сковородка, чашка, кастрюля», «Это тарелка, в которой едят, и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят». А на слово праздник больше описательных ответов. По-видимому, это объясняется большей эмоциональной окрашенностью этого слова, поэтому дается отношение к тому или иному конкретному празднику («Новый год», «День Победы»). Таким образом, задания «Что такое.?», «Что значит слово.?» дают возможность выявить уровень ориентировки на смысловую сторону слова. Предметом рассуждения в таких заданиях является само слово, ответы показывают осмысление его значения. Тем самым мы обращаем внимание ребенка на то, что каждое слово что-то обозначает, имеет смысл, значение. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу. Одной из внешних характеристик связной речи является гладкость, плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз. При сформированном умении отбирать слова таких повторений в момент построения связного высказывания будет меньше (или совсем не будет). Операция отбора слов -— сложный процесс. Однако анализ самостоятельных высказываний детей позволяет увидеть особенности сочетаний слов, их точность, выразительность,разнообразие используемой лексики. Это видно из следующих примеров. Утром озеро было чистое и холодное. Днем оно нагрелось. Пришли взрослые и мальчики и стали купаться, и намутили воду. К вечеру она стала грязная (Лена Н., 6,7). Один раз папа с дочкой пошли гулять, и начался маленький дождик. Он был свежий и теплый, как будто грибной. Девочка не испугалась дождя. Но когда начало что-то греметь, дочка позвала папу домой (Оля Г., 6,8). Девочка и папа пошли в магазин. Папа зашел в магазин, а девочка осталась его ждать. Она увидела громадный дом. Подошел мальчик и говорит: «Ух ты, какой большой дом!» Она говорит: «Это, наверное, будет институт». Папа вышел из магазина, где купил мягкий хлеб. Дома у них был другой хлеб, но он был черствый. И они не стали его есть, а стали мягкий (Юля К., 6,9). Мама принесла из магазина большую кастрюлю. Она была глубокая. А тарелки она купила мелкие. Кастрюли были одна маленькая, а другая — большая. Мама поставила ее на газ, сварила щи, налила в тарелочки. Позвала папу и брата, и они стали обедать (Оля К., 6,10). У нас в детском саду на празднике была сценка «Лесная школа». Сценка была интересная, занимательная, веселая. А в прошлом году сценка была грустная очень. Мне понравилась больше всего сценка «Лесная школа» (Алеша Т., 7). Из этих текстов видно, что дети свободно оперируют своим словарем, используют сравнения, прилагательные, синонимы, антонимы разных частей речи. Таким образом, специальная работа над смысловой стороной слова способствует обогащению речи детей образными словами и выражениями. В целом задания, требующие от детей проявления речевой активности, направленные на развитие произвольности речи, выявляют особенности понимания и владения значениями многозначных слов, а также синонимами и антонимами. Это следующие задания: § составление предложений с многозначными словами; § составление предложений со словами синонимического ряда; § оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу; § подбор синонимов к словосочетаниям; подбор антонимов к изолированным словам; § подбор синонимов и антонимов к ситуациям; § определение значения слова; § придумывание рассказов. Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу сочетать его с другими словами. Задания на оценку семантической сочетаемости, на составление предложений с многозначными словами, на подбор слова к ситуации не только способствуют уточнению понимания значения слова, но и формируют способность подбора слов и точность употребления, что в целом должно обеспечивать полноценное построение связного высказывания. В связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантической структурой всего высказывания. Одной из характеристик слова является его способность сочетаться в речи с другими словами и формами, которые существуют в данном языке. Для построения связного монологического высказывания большое значение имеет произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые служат наиболее точной передаче замысла говорящего. Задания навыбор слова, на подбор синонимов и антонимов не только способствуют пониманию смысла слова, но и формируют способность отбора слов. Приведем примеры выполнения заданий и их оценки. В данной методике дается не количественное обозначение выполнения заданий, а общая качественная характеристика ответов детей. При этом сначала приводятся примеры правильных ответов (высокий уровень), затем ответы среднего уровня и, наконец, даются примеры ответов, отнесенные к третьему (ниже среднего) уровню. Задание 1. Составление предложений с многозначными словами. Ребенку называют многозначные слова (по два на каждую часть речи — имена существительные, имена прилагательные, глаголы): игла, ручка; легкий, холодный; падать, бежать — и предлагают составить с ними предложения. Это задание выявляет умение детей употреблять слова, строить словосочетания и предложения с заданным словом по законам грамматики (согласование в роде, падеже). Соединяя слова в предложения, дети тем самым показывают, осмысленно ли они употребляют слова. Характеристика ответов: 1) ребенок составляет предложение из трех (или более) слов (Упал с дерева легкий листик. Ручкой открывают дверь); 2) составляет словосочетание из двух слов (ручкой пишут, легкий пух); 3) повторяет предъявляемое слово. Задание 2. Составление предложений со словами синонимического ряда. Ребенку называют слова синонимического ряда: большой — огромный — громадный; смелый — храбрый — отважный; тайна — секрет — загадка. Составляя предложения, дети в своих ответах показывают, ориентируются ли они на смысловые различия слов. t Характеристика ответов: 1) дети, правильно составляют предложения, демонстрируя понимание смысловых различий слов синонимического ряда (У нас есть большая собака, можно даже сказать — огромная. А вот громадная — про нее так не скажешь);, 2) составляют двухсловные предложения или словосочетания (смелый моряк, храбрый солдат); * 3) составляют словосочетания с одним и тем же словом (большой дом, огромный дом). Задание 3. Подбор синонимов к словосочетаниям: свежий хлеб (мягкий); идет человек (шагает); свежая газета (новая); идет весна (наступает); свежая рубашка (чистая); идет снег (падает). Вопрос: какое слово повторяется, как сказать по-другому? Характеристика ответов: 1) правильный подбор синонимов (свежий хлеб — мягкий). Ребенок называет слова, представленные выше; 2) объяснение смысла словосочетания в целом (его только что испекли; ее (газету) только купили); 3) замена имени существительного (идет весна — идет гроза; идет снег — идет метель). Выполнение этого задания показывает, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем самым объясняет разные значения многозначного слова. Это задание подводит детей к осознанию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Для подбора синонимов можно давать и следующие словосочетания: река бежит, человек молчит, чистая вода, мальчик бежит, лес молчит, чистая посуда, предлагая сказать по-другому. Задание 4. Подбор антонимов:— к изолированным словам разных частей речи: именам существительным, именам прилагательным, глаголам, наречиям: толстый, вверх, поднимать, светлый, направо, строить, быстрый, много, спешить, глубокий, быстро, смеяться, длинный, громко, говорить; — к словосочетаниям: свежая газета (старая) — свежий хлеб (черствый) — свежий ветер (теплый) — свежая рубашка (грязная). Характеристика ответов: 1) ребенок дает правильные ответы по смыслу и грамматической форме (длинный — короткий; высоко — низко); 2) правильный подбор антонимов, но в другой грамматической форме (плакать — смех, высоко — низ); 3) ответы с частицей не (высоко — невысоко, длинный — недлинный, много — немного). Подобные ответы (слова с частицей не называют «примитивные антонимы») могут свидетельствовать о трудностях отбора слов из имеющихся в словаре ребенка или об отсутствии нужного слова. Особенно много ответов с частицей не приходится на глаголы. Задание 5. Речевые ситуации. Ребенку рассказывается веселая история про зайчика: «Собрался зайчонок в цирк. Настроение у него прекрасное! Он такой веселый! А как по-другому можно сказать, какой зайчик? Подбери к слову веселый слова, близкие по смыслу {радостный, бодрый, шустрый, оживленный). А если зайчик был веселый, то он домой не шел, а. (скакал, прыгал, мчался, несся). Бельчонка в цирк не взяли, поэтому он был совсем не такой, как зайчик. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, огорченный). И он домой не шел, а. (плелся, тащился, брел)». Характеристика ответов: 1) дети подбирают по два-три слова разных частей речи (имен прилагательных и глаголов) — слова даны в скобках; 2) называют по одному слову (радостный, бежал, грустный); 3) называют слова с отрицанием не (невеселый, шел не спеша). В целом выполнение этого задания показывает наличие у ребенка умения сознательного отбора языковых средств. Задание 6. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу. Вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Можешь ли сказать точнее?» Для этого предлагаются: — правильные и неправильные словосочетания: легкий ветер, легкий чемодан, «трудный ветер», «трудный чемодан», «тяжелый ветер», тяжелый чемодан; — собственно детские высказывания типа: «Папа, иди шепотом», «Цветочки завяли, а когда они отвянут?», «Мамочка, я тебя громко-громко люблю» и т. п. Характеристика ответов: 1) ребенок замечает неточности (так не говорят, неправильно); 2) дает свои варианты, исправляет («Папа, иди шепотом» — Иди тихо, тихонько, молча); 3) не замечает смысловых неточностей. Это задание выявляет степень сформированности, точности словоупотребления, активизирует речь ребенка. При выполнении его проявляется чувство языка. Задание 7. Определение значения слова. Ребенку предлагаются слова: мяч, посуда, сад, лес, праздник. Задается вопрос: «Скажи, что значит слово? Как ты его понимаешь?» Это задание сложное, однако дети старшего дошкольного возраста выполняют его, и можно выделить разные типы ответов. Так, на вопрос «Что значит слово мяч»? дети дают разные ответы взависимости от степени понимания его значения. Характеристика ответов: 1) попытка определить значение слова — в основном определения по характерной функции: Это когда им играешь, Им играют. Таких ответов, как правило, большинство; 2) с помощью родового понятия: Мяч — это игрушка для детей, Мяч — это такая игрушка детская и т. п; 3) словарное определение: Мяч — это значит резиновый шар. Это очень высокий уровень для дошкольников; 4) вместо определения дети дают описание предмета, рассказывают о чем-то конкретном: У меня есть много мячей, Я играю в футбол с мячом; 5) ребенок не может дать определения значению слова. Вместе с тем, если он говорит, что ему трудно ответить на этот вопрос, это означает, что он задумывается над смыслом и осознает, что пока не знает его. Задание 8. Придумывание небольшого рассказа с синонимами и антонимами. Детям предлагается: «Придумайте небольшой рассказ, в котором должны быть слова, близкие или противоположные по смыслу». (Рассказ записывается дословно: на диктофон или в «ситуации письменной речи» — ребенок Диктует, взрослый записывает.) Характеристика ответов: 1) ребенок включает в рассказ прилагательные-синонимы (большой — громадный, трудный — тяжелый) и антонимы (веселый — грустный, чистый — грязный); глаголы (взлетел — приземлился); наречия (далеко — близко); 2) дети используют контекстуальные (ситуативные) синонимы, которые понятны лишь в данном контексте (маленький, грибной дождь; пасмурное, темное небо); 3) составляют рассказ, не соотнося его с заданием. Выполнение всех заданий поможет определить уровень понимания смысловой стороны слова, которая является стержнем развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста

02.08.2017 11:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!