СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.22

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Буратино со своим. новым другом, он знакомит детей с утенком, которого зовут Кряк. Буратино, рассказывая про своего приятеля, делает ошибки и допускает неточности в описании: «У Кряка синий клюв и маленькие лапы. Он :кричит: «Мяу!» Буратино говорит: «Ой, что-то я напутал, помогите мне распутать». Дети говорят, что у утенка Кряка красный клюв, большие лапы, он кричит: «Кря-кря». — А как по-другому сказать, что утенок кричит «кря-кря»? Он. (крякает). Затем! Буратино предлагает детям рассказать про котенка, начинает он так: «У котенка колючая шубка. Он умеет чирикать». Дети должны заметить и исправить неточности: «У котенка мягкая, пушистая шерстка, он умеет мяукать: «Мяу-мяу». Аналогично проводятся описания и распутываются неточности Буратино, который описывает зайца («У зайца короткие уши и долинный пушистый хвост. Заяц любит ловить ворон, которые квакают»), собачки. («У собачки нет хвоста, а есть короткий клюв»). В играх «Разложи картинки», «Кто что умеет делать?» дети учатся правильно называть начало и конец действия, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных «(белочка скачет, прыгает, грызет орешки, сушит грибы; кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; зайчик прыгает, прячется, боится, грызет морковку). Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки, дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи что делает. (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом». В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался. и (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и. (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию незаконченности предложения. «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ» Цель: учить выделять начало и конец действия и правильно называть их. Воспитатель показывает детям две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит – делает зарядку; девочка обедает — моет посуду; мама стирает — вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны быть видны начало и конец действия, При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее свойств, качеств и действий, указывают на назначение хорошо знакомых предметов, подводятся к составлению рассказов об игрушке. Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. При описании предмет сначала называется («Это. зайчик»), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма. После этого называются особенности и характерные признаки предмета, а также его действия. Объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта. Для описания широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает: «Это. (лиса). Она. (рыжая, пушистая,мягкая, золотистая). У лисы. (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит. (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится. (играть с этой игрушкой)». Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать у них умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец), активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движения: спросил — ответил, попросил — сделал, побежал — догнал), так как глагол является основным средством развития сюжета. Ведущим приемом обучения является совместное рассказывание, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это. (заяц). У него есть. (братья, сестры). Как-то раз. (пошли они на прогулку) и стали играть. (в прятки). У старшего зайчика были самые длинные уши, поэтому. (его сразу нашли). Зайцам было. (очень весело)». Можно сравнивать два предмета, когда воспитатель говорит об одном предмете, ребенок о другом. Для сравнений можно взять кукол в разной одежде, медведей разной окраски, разных животных — лису и зайца, волка и медведя, а затем составить совместный рассказ, совмещая описание персонажей и их приключения, т. е. включая повествовательные элементы (сюжет). Можно проводить коллективное описание. Дети встают в круг, в центре которого ставится игрушка. Взрослый называет ее, второй ребенок продолжает описание, третий называет новые признаки и действия, а четвертый заканчивает. Затем в круг ставится новая игрушка. Когда дети научатся описывать предметы, выделять их признаки, качества, действия, можно переходить к составлению повествовательных текстов, в которых сюжет развивается во временной и логической последовательности. Наибольшую нагрузку при оформлении повествования принимают на себя глаголы, отражающие движение и развитие событий. Надо показать детям взаимосвязь в последовательности действий: спросил — ответил, упал — заплакал, замерз — побежал домой. С этой целью проводятся разнообразные игры и упражнения на активизацию глагольной лексики. «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?» Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ. Детям показывают картинки животных, а они называют, что животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. После этого составляется совместный рассказ «Как кошка с собакой подружились». Здесь очень важно продумать схему рассказа, добавляя в высказывание связки, которые помогут ребенку выстроить сюжетную линию. «У одной хозяйки жили. (кошка и собака). Они всегда ссорились. Собака. (рычала, лаяла на кошку), а кошка. (царапала ее). Хозяйка купила одну игрушку. (отдала ее собачке и кошечке) и сказала: «Будете ссориться, игрушку не получите». И решили они, что. (лучше жить дружно)». Такую игру можно проводить на разные темы. Например, сначала дети образуют звукоподражательные глаголы и называют, как кричат животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает. Затем составляется рассказ про любых животных: как они играли, гуляли, дружили, ходили друг к другу в гости. В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом педагог должен для себя составить схему рассказа, которую дети будут заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли. «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика), который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».В последующем могут разыгрываться любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. К детям приходит кукла с воздушными шарами, и они с воспитателем составляют рассказ «Как у Гали улетели шары». Основная линия сюжета намечается взрослым: — Гале подарили. (воздушные шары). Они были. (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла. (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул. (сильный ветер). Галя не удержала. (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал. (ее друг). Он спросил:. («Ты что плачешь?»). Галя ответила:. («Беда случилась, шары улетели»). Мальчик успокоил Галю и сказал:. («Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу»)». Постепенно роль взрослого уменьшается. Он подсказывает лишь слова-связки между предложениями и частями высказывания: «Как-то раз. Вдруг. А тут. И тогда. И стали они.» Повествования могут составляться коллективно, несколькими детьми, например в игре «Поезд». Детям говорят, что они будут вагончиками, но прицепиться каждый может тогда, когда правильно продолжит то, что сказал другой ребенок. «В лесу жил. трусливый зайчик. Один раз. он пошел. гулять. Вдруг он увидел. рыжую лису. Зайчик испугался. и убежал». В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования, включаются и отдельные элементы рассуждения. Тем самым у детей развиваются творческие навыки, они понимают задание: вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать, составить рассказ, придумать продолжение (окончание) сказки. Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений (Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.), а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложений. Это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений. В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно включать в повествование и диалоги действующих лиц, и здесь очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку еще раз рассказать, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Козлятки и волк», «Маша и медведь»). Подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию. Очень эффективной формой обучения являются игры-инсценировки с игрушками. Начинать надо с хорошо знакомых детям произведений. Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, а уже после этого — инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Коза с козлятами» в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки

«КОЗЛЯТА И ЗАЙЧИК»Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Сначала дети вспоминают сказку «Козлятки и волк» (можно ее напомнить, используя настольный театр или фланелеграф). Сказка закончилась, но педагог предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький. (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:. («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята. (впустили зайчика). Они угостили его. (капустой, морковкой). Поели малыши и стали. (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл. (на барабане). А козлята. (весело прыгали)». Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, зайчик, медвежонок. После рассматривания игрушек взрослый распределяет роли и предлагает детям рассказать сказку про девочку и ежика или про белочку и ее друзей. Можно развивать у детей навыки монологической речи в изложении коллективного рассказа. Так, в игре «Поезд» дети выполняют роль вагончиков, но прицепиться к вагону может лишь тот, кто правильно продолжит рассказ (1. Жил в лесу ежик. 2. Он пошел за грибами. 3. Собрал их много-много. 4. И отнес все грибы ежатам). Взрослый может подсказать начало следующей фразы, используя слова вдруг, а навстречу, и тогда, стали они. После этого кто-то из детей может повторить рассказанный сюжет, внося в него новые детали. Очень важно учитывать разный речевой уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий. Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство со стороны взрослого проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре. Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила. Ребята. Они стали. И вдруг.?. Тогда.»; «Однажды дети. Видят. Они говорят ему. И тогда.»). В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких). Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Когда дети начнут хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить их составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-драматизацию. СРЕДНЯЯ ГРУППА В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок («Пузырь, соломинка и лапоть») и рассказов (Я. Тайц «Поезд», Е. Чарушин «Курочка», Н. Калинина «Помощники»), как уже знакомых им, так и впервые прочитанных на занятии. В рассказывании по картине («Кошка с котятами», «Собака со щенятами») дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). После ответов на вопросы по содержанию картины («Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенки?») дети рассказывают о своей собаке или о той, которую они видели: какая она, что делает, как играет с хозяином, какая у нее кличка). Такое составление высказываний подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетнымкартинкам, когда один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами-связками (и вот тогда, вдруг, в это время). Эти приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало — середина — конец) и развивают у них умение выстраивать сюжет. Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем совместно со взрослым, а после этого и самостоятельно. При рассматривании игрушек, которые будут участвовать в выстраивании сюжета, воспитатель обращает внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым программируя их поведение: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный. Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно- разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?» В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи: Мне нравится зима, потому что.). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения. Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение говорящего к нему. Объекты, предлагаемые для описания и повествования, усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры: 1. Название предмета (что это? кто это? как называется?). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? чем интересен? что может делать? что с ним можно делать?). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?). Такое обучение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету). Например, ребенок описывает лису (можно взять в руки игрушку-лису или составлять описание по предметной картинке): «Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса очень хитрая, она любит ловить мышей. Она очень красивая». Описание можно проводить и при обращении к предмету (игрушке). Сначала детям загадывают загадку: «Рыжая; пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети отгадывают, что это белка. Затем белка (воспитатель) говорит детям: «Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать». При затруднении воспитатель помогает связками: «Ты — красивый зверек. (белочка); шубка у тебя. (рыжая, пушистая, гладкая, мягкая, блестящая); на ушках. (висят кисточки, маленькие, пушистые); хвостик у тебя. (длинный, пушистый, рыжий, красивый); ты умеешь. (грибы собирать и сушить их на зиму) и очень любишь. (орешки грызть, прыгать, скакать, веселиться, играть)».У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого им даются схемы составления совместного рассказа. Тем самым дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (однажды, как-то раз, дело было летом и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз. (собрались звери на полянке). Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда.» Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Для составления историй-повествований можно использовать набор игрушек, представляющий элементарный сюжет: девочка, елочка, корзинка, еж. Для закрепления представлений о структуре рассказа взрослый использует схему, которую дети заполняют своим содержанием: «Мама купила Алеше. Она была. Алеше захотелось. Тут пришел. Они стали.» «Решил щенок. Тут пришел. И спрашивает. Щенок отвечает. А его друг говорит. И стали они.» При составлении сказки «Приключения Маши в лесу» воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то)». Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты их развития. Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком. Специальную роль в обучении рассказыванию играет индивидуальная работа (при описании игрушки, предмета, картинки) и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию. Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями. Обучение детей связности высказывания совершенствует умение составлять описательные и повествовательные рассказы, использовать элементы рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц. Описание может органически включаться в повествовательный рассказ. При этом сначала идет выполнение лексических и грамматических упражнений, которые помогут детям сделать содержание рассказа занимательным и интересным. «КТО ЗАБЛУДИЛСЯ» Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание. — Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? {Зайчонок, зайчик, заинька.) Помните, мы с вами рассказывали про зайчика, который заблудился? остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)— Закончите предложения: «Если зайчик потерялся, мы. (поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим). Если он будет грустить, мы его. (развеселим, утешим)». — Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья. «ШИШКА» Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова шишка. — Что растет на елке? — Шишки да иголки. Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно шишек. — Про какие шишки говорится в первом случае и про какие— во втором? — Подберите к слову шишка складные слова (малышка, мышка, мишка.). Вспомните стихотворение про мишку. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. — Про кого эта загадка: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается»? (Про белку.) Белка-шалунья сидела на елке, Бросила шишку прямо на волка. Ох, какая она шалунишка! У волка на лбу сразу выросла. (шишка). — Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо- невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку. СТАРШАЯ ГРУППА В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдаякомпозицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

02.08.2017 11:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!