СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.18

Нажмите, чтобы узнать подробности

. «КТО ЗАБЛУДИЛСЯ» Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. — Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и испугался. Почему? (Потерялся, заблудился.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.) Что может его развеселить? (Птичка песенку споет, ежик веселую сказочку расскажет.) «КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ» Цель: дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже. Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Вместо шубы это слово ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. (Игла.) — Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) — Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) — Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) Чтоделают медицинской иглой? (Укол.) Есть у ежика и елки очень колкие иголки, В остальном на елку еж совершенно не похож. — Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Б. Захо-дера про ежа: — Что ж ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. — Дети, можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? — Закончите предложения: Ты ежа не трогай лучше, потому -что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась). — У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие). — Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? — Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. «КОГО МОЖНО ГЛАДИТЬ» Цель: познакомить детей с многозначным глаголом гладить. — Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить? А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.) Глажу платье утюгом, а кота и кошку, Что гуляют под окном, глажу я ладошкой. — Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки., у дивана. «РУЧКА-НОЖКА» Цель: познакомить детей с разными значениями слов ручка, ножка. — Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает. Всем, кто придет, ручку подает». (Дверная ручка) — У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? — Нарисуйте предметы, у которых есть ручка. — Закончите предложения: Ручка нужна, чтобы. За ручку можно.,. % — А какие предметы мы называем словом ножка! — Нарисуйте предметы, у которых есть ножка. «КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ» Цель: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях. — Скажите по-другому! Часы идут (ходят.). Мальчик идет (шагает.). Снег идет (падает.). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает.). Пароход идет (плывет.). — Закончите предложения: Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а. — Отгадайте загадку, нарисуйтеСТАРШАЯ ГРУППАПродолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к отдельному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов. Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать — мчаться; пришел — приплелся, а также значение имен прилагательных оценочного характера: умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый. Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к отдельным словам (легкий — тяжелый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой. (находит). Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия. Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Приведем примеры игр и упражнений для старших дошкольников. «ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?» Цель: уточнить представления детей о названии предметов. — Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Перед вами две девочки. Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что значит слово. мяч, кукла, ручка? — У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут.) А что обозначает слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку)? (Ею открывают и закрывают дверь.) — Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворениеИ. Токмаковой «Плим». Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова — Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет — Плим, плим, гошм. И ничего не значит Плим, плим, плим. — Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат. (Трам-татам, ту-руру.) «СКАЖИ, КАКОЙ» Цель: учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. — Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? — Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро». Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро И, кажется, будет дождь. — Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, Сегодня веселое утро И тучи уходят прочь. Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день. - Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце,Обязательно будет солнце И прохладная синяя тень. — О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.) Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно? «НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО» Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. — Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный. еще какой? Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная)». — Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает), рыба. (плавает), кузнечик. (прыгает), уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает), тигр. (рычит), мышь. (пищит), корова. (мычит). — Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворений Д. Чиарди «Прощальная игра»: Скажу я слово высоко, А ты ответишь. (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь. (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты. (храбрец). Теперь начало я скажу. Ну, отвечай. (конец). — Теперь вы сами придумайте словам противоположные по значению отгадку. Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут. (Часы.)

02.08.2017 11:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!