СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.17

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЛАДШАЯ ГРУППА Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий. Становление лексической системы, осознание значений слов родного языка происходит постепенно, не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например, в игре«Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно ?»). При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та. (маленькая); красный карандаш длинный, а синий (короткий); зеленая лента узкая, а белая (широкая); одно дерево высокое, а другое (низкое); волосы у одной куклы светлые, у другой (темные). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части ( паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд). Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летитрыба…(плывет); дом строят, суп …(варят): мяч сделан из резины, карандаш. (из дерева). Для этого они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки. (ложки, вилки); кофта, платье. (рубашка, юбка, брюки). На основе наглядности проводится работа и по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула — ножка стоЛа — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки). В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря. «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. «ПРО КОГО Я ГОВОРЮ» Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней». «СКАЖИ, КАКОЙ» Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий». «ИСПРАВЬ ОШИБКУ» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвостаит. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка. «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ» Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. Одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки). «КАКАЯ КУКЛА» Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать, какая она красивая. — Кто это? (Кукла.) Какая она? {Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня. (самая красивая). У нее. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». «СРАВНИ КУКОЛ» Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные. У Тани голубые глаза, у Кати — черные. Таня в платье, Катя в сарафане. У кукол разные волосы, глаза, разная одежда. Взрослый говорит: — Куклы захотели поиграть, они взяли. (машинки). Эта машинка. (красная с синим, маленькая). А другая машинка. (большая, зеленая). Что могут делать машинки? (Катать, возить людей, грузы, ехать по дороге.) — Посмотрите на эту машинку. Она больше, чем красная, но меньше, чем зеленая. Какая она? (Средняя.) «СРАВНИ МЫШКУ И МИШКУ» Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка. (маленькая). Еще какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Мишка любит. (мед, малину), а мышка любит. (сыр, сухарики). '» — Лапы у мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки. (короткий). «КТО ЛУЧШЕ ПОХВАЛИТ» Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь». Ребенок: «А у меня заяц».— У медведя коричневая шубка. — А у зайца белая. — У медведя маленькие, круглые уши.* — А у зайца уши длинные. «КУКЛЫ РИСУЮТ И ГУЛЯЮТ» Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки. В гости снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. — Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (короткий). Большая кукла нарисовала большой мяч, а маленькая. (маленький). Как по-другому можно назвать маленький мяч? (Мячик.) — Куклы пошли гулять, и вдруг начался сильный дождь. Они спрятались под деревьями. Большая кукла спряталась под высоким деревом, а маленькая. (под низким). Дождик кончился. Он немного намочил кукол, им стало холодно. Но вот выглянуло солнышко, куклам стало тепло и даже. (жарко). Пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая. (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы открыли кран с горячей водой, а потом. (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Сели куклы за стол. У них были разные стулья. Как вы думаете, на какой стул села большая кукла? (На высокий, большой.) А маленькая? (На маленький и низкий.) Подобные упражнения надо давать в самых разных вариантах, но иногда надо включать уже известные понятия и слова. И если эти знакомые понятия даются в разных ситуациях, дети легче их усваивают. Так, следующий вариант дается в такой ситуации. «КУКЛА ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ» Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный. — Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поигратьс ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.) «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах. — Вспомните, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате? — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки. (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются. (одежда). Какая одежда надета на тебе? — Сели куклы за стол. А там стоят. тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это. (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? (Из тарелки глубокой.) Кашу? (Из тарелки мелкой.) — Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назовите, какие игрушки вы знаете и любите?В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря. Приведем пример занятия, в котором тесно переплетаются задачи словарной работы, развития связной речи и формирования грамматического строя речи. «В ГОСТИ К КУКЛЕ ТАНЕ» Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно- ласкательной форме. — Дети, давайте поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если правильно назовете слово. Кто первым скажет, тот и становится за мной. Начинаем! Слон большой, а собачка. (маленькая). Летом тепло, а зимой. (холодно). Кресло мягкое, а стул. (жесткий). Я высокая, а Маша. (низкая). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). Мама молодая, а дедушка. (старый). Поезд длинный получился. Поехали! — Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался, весь дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.) — А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Таня, дети расскажут тебе, почему мы задержались. Взрослый начинает: «Ехали мы на поезде. И вдруг.» (Дети продолжают.) -— Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.) — Стала Таня с детьми прощаться. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.) Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования, включаются и отдельные элементы рассуждения. В результате у детей развиваются творческие навыки, они понимают задания, в которых предлагается вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать, составить рассказ, придумать продолжение (окончание) сказки СРЕДНЯЯ ГРУППА Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств, действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают не только действия к предмету (лейка., утюг., молоток. нужны для того, чтобы.), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду). Параллельно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения. Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можноразвивать понимание многозначности слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм). Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий — горький; старый — новый. При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации), находить на картинке предметы, которые называются одним словом игла ( швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый). Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым.?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов»). От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец они могут выполнить задание на составление рассказов с многозначными словами, т. е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание. «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ» Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Воспитатель показывает детям картинку (белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру. Тем самым он дает детям простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки; запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.

02.08.2017 11:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!