СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровневая дифференциация обучающихся с учётом психофизических особенностей на уроках литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнения задания. Это особенно важно для слабых учеников, а задача учителя- довести этих обучающихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так, чтобы степень самостоятельности обучающихся со временем возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась.

Уровневая дифференциация на уроках литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи, внимания, обучающегося, а также способствует качественному прочтению программных произведений.

Уровни.

1.Репродуктивный.Обучающиеся должны показать знания фактов, явлений событий. Пересказывать.

2.Алгоритмический. Систематизация ранее изученного, прочитанного материала.

3. Эвристический. Глубокое усвоение знаний, требующих поисковой деятельности.

4. Творческий. Написание сочинений, творческих работ.

В 11-12 классах проверяется уровень читательского восприятия, навыки анализа произведения, уровень развития речи. объём теоретико- литературных знаний и умений применять их в анализе текста, способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения. В 11-12 классах выявление начитанности связано с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственной проблем русской классики.

Образец работы уровневой дифференциации в 11 классе.

Карточка- информатор А.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)

Среди пьес, для создания которых Островский широко использовал материалы своих экспедиций, первое место принадлежит «Грозе». Эта пьеса выросла в значительной мере из наблюдений, сделанных Островским во время путешествия по верховьям Волги с этнографической экспедицией. «Подле собора,-записал он,-

общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар…На конце этого бульвара сделана беседка. Вид этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали до сих пор». Уже в первое посещение Костромы (1848) писатель был очарован красотой окружающей природы.

Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они вошли в его пьесы, изображающие жизнь и быт приволжских городов. Нашли они своё место и «Грозе». Первое действие драмы открывает следующая картина: «общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов»

ЗАДАНИЕ.Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы.

1. Откуда Островский берёт материалы для своих пьес?

2.Как впечатления от волжской природы отразились в пьесе «Гроза»?

3.Почему Островского называют драматургом? (драматург-писатель, создающий драмы).

Задание этого уровня каждый обучающийся обязан выполнить. Учитель обращает внимание на текст-подсказку, который поможет правильно ответить на вопросы.

Карточка- информатор (В).

ЗАДАНИЕ.А.Н.Островский. Драма «Гроза». Составьте письменный рассказ о Катерине, используя следующий план:

1.Жизнь Катерины в родительском доме.

2.Замужество, отношение с Тихоном, Варварой и Кабанихой.

3. Катерина и Борис Григорьевич.

4. Душевная драма Катерины и публичное покаяние.

5. Гибель Катерины.

6. Литературная критика о Катерине. (Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

Уровень В помогает более глубже понять материал, сделать общую картину более цельной.

Карточка-информатор (С)

ЗАДАНИЕ. Образ Катерины в драме «Гроза».

« Куда ни оглянись, везде вы видите пробуждение личности, предъявление его законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью робкий, неопределённый, готовый спрятаться, но всё-таки дающий заметить своё существование. (Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»).

Выполняя это задание, обучающийся показывает владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий.

В 6-Б классе (класс со сложными дефектами) учитываются общие интеллектуальные способности обучающихся и их индивидуальные психофизические особенности. Обучающиеся в данном классе испытывают затруднения в освоении базового содержания образования. Это характеризуется слабым развитием речи, памяти, внимания, узким кругозором. Объяснение нового материала общее для всех. Однако учитель излагает не весь материал сразу, а фрагментами для того,чтобы обучающиеся смогли повторить и запомнить. В 6 классе не только читают выразительно стихотворения, но и анализируют их. Для этого обучающиеся получают карточку-подсказку с планом анализа.Поначалу анализируем стихотворение вместе по каждому пункту. Затем ребята самостоятельно выбирают понравившееся стихотворение и по плану анализируют его. Но с этой работой (с подсказкой) могут справиться Чухланцева Е. и Шабала Б. Только с помощью учителя, который называет часть ответа может справиться Бувайлик В.(В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок» говорится о…)Соловищук В. даже с такой работой справиться не может. Сплошные пропуски букв в словах, набор предложений с логическими ошибками. Самостоятельная или контрольная работа имеет уровневую дифференциацию. Задание А- тестовые задания(выбрать только один правильный ответ); задание В направлено на применение знаний, установление связей между понятиями; задание С-это письменный ответ на вопрос(почему Марья Кириловна отказалась бежать с Дубровским? Продолжите фразу Марья Кириловна ещё любит Дубровского. Выстрел Верейского поверг её в смятение. Однако…)

Различные виды дифференцированной помощи.

1.Постоянная работа над ошибками и включение её в домашнее задание.

2. Повторение материала, необходимого для изучения новой темы

3. Указание алгоритма выполнения задания.

4.Дополнение к заданию (схема, памятка)

5.Постановка наводящих вопросов.

Разделение сложного задания на элементарные составные части.

03.01.2019 19:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!