СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. «Я вижу, - писал В.А. Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе». Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Поэтому я за многие годы работы в школе убедилась в правоте В.А.Сухомлинского, что именно «в природе вечный источник детского разума». Поэтому она настойчиво ищет возможность для того, чтобы, как советовал великий педагог, «первые научные истины ребенок познал в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота».
Наша школа находится рядом с парком. Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная часть учебно - воспитательной работы. Я стараюсь, как можно раньше вывести первоклассников в парк – место, ставшее для многих одним из самых памятных.
Долго и тщательно я готовлю детей к первой встрече с природой. Ведь, как признавался Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне проведения экскурсии я заблаговременно предупреждаю учеников, знакомлю их с правилами поведения на экскурсии, как одеться, что взять с собой для сбора листьев и семян растений.
В беседе объясняю учащимся, что экскурсия – это тоже урок, который проводится в природе, знакомлю детей с парком в осенний период.
Главную свою задачу вижу в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны. В конце сентября в теплый солнечный день мы идем с детьми к дубам и березам. Почему именно туда? Да потому, что никакие другие деревья не вызывают в душе человека столь радостных и светлых чувств.
Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой. Многие приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит длительный и нелегкий путь к их сердцу. Я, зная, как он важен, осторожно, тонко и ненавязчиво воздействую в первую очередь на ощущение детей.
По пути к парку мальчики и девочки проводят наблюдения. Их внимание обращаю на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на ясное солнце пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. И только после этого я приступаю к постановке перед ними заранее придуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? ( Небо голубое. Светит солнышко).
– Вы сказали: небо голубое, светит солнышко. Такая погода называется ясной. А что вы скажете про парк? Какой он? ( Парк красивый, золотой, пестрый. Деревья красивые: желтые, зеленые).
Ответы учеников обобщаются: осенью парк красивый – зеленый, желтый, золотистый).
Во время отдыха на полянке я провожу беседу с той целью, чтобы выяснить умеют ли дети определять разные породы деревьев.
- Посмотрите внимательно на деревья в этом парке. Какие деревья вы знаете?
Дети подходят к дубу, называют его.
- А как вы узнали, что это дуб? ( Под этим деревом желуди, а листья у него с большими выемками).
Я предлагаю детям взять по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Затем они находят на земле желуди и рассматривают их. Я беру желудь и говорю, что это плод дуба. Из него может развиться новое растение.
Затем дети рассмотрели кору дуба. (Кора темная, шероховатая). Познакомились с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.
Затем дети подходят к березе:
- Как называется это дерево?
- Какой главный признак березы? ( У березы ствол белый ).
- Посмотрите на ствол внимательно и скажите: весь ли ствол белый? ( Нет, не весь: на нем есть черные пятна ).
Проводите по коре руками. Какая она? ( Кора гладкая ).
А какого цвета кора у березы? ( У березы кора белая с черными пятнами ).
Поэтому про ствол говорят, что он белый, а береза белоствольная.
Вспомните и прочитайте стихотворения о березе, какие песни вы знаете о ней?
При знакомстве с березой учащиеся закрепляют знания об органах растения. Дети показывают ствол, ветки, побеги, листья. Далее они рассматривают листья: листья мелкие, с зубчиками по краям.
- Посмотрите внимательно на листья березы. Какого они цвета? (Листья березы зеленые, желтые и золотистые ).
Чтобы вызвать творческое воображение учеников, предлагаю определить на что похоже опадание листьев. ( Как снег падают, как пушинки летят ).
После этого перехожу к объяснению понятия «листопад».
Говорю, что осенью становится холодно, листья на деревьях желтеют и падают на землю. Начинается листопад. Дети знакомятся с понятием «листопад». Они выражают свое восхищение: береза красивая, кудрявая, белоствольная, высокая, стройная. В это время их внимание обращается на то, что все деревья – зеленые друзья человека и портить эти растения нельзя, а надо беречь.
Во время экскурсии наблюдаю за каждым из детей. Ничто не укрывается от моего взгляда: ни сломанная ветка, ни сорванный лист, ни растоптанный цветок, ни пойманный кузнечик.
Для себя отмечаю, с кем придется проводить индивидуальную работу, какие методы и приемы применять в будущем. А пока никаких замечаний: надо, чтобы от встречи с природой у детей остались самые приятные воспоминания.
Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь « через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское- верная дорога к сердцу ребенка» - утверждал В.А.Сухомлинский. Заметив, как окружили мальчики большого жука, начинаю рассказывать о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа.
Какого он цвета? Какие у него крылышки? Сколько у него лапок?
Вопросы заставляют учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок. Чувства обостряются!
Вот однажды жук почистил свои крылышки и полетел за кормом для деток. Долго летел, устал и опустился на незнакомой лужайке. Вдруг видит: навстречу идет великан, с двумя ногами, готовыми схватить его и унести за тридевять земель в тридесятое царство. Останутся тогда маленькие жучки голодными. Как вы думаете, кто этот великан? Замер от страха жук, не шевелится, а великан нагнулся к нему и говорит …
Что же сказал великан жуку?
Теперь фантазию детей не остановить. Сказку продолжают все вместе. Конечно, великан оказался добрым, он не только не обидел жука, но и помог преодолеть разные препятствия.
Малыши терпеливо ждут, когда объект расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям и радуются за всех.
Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и поют песенку «Во поле березонька стояла.»
На обратном пути дети знакомятся с красотой аллей из тополей, лип, берез, посаженных вокруг стадиона, обращают внимание на то, как люди способствуют сохранению красоты природы.
Так перед детьми открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей сердце, в стремлении делать добро.
В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга – дерево. Но быть настоящим другом оказывается нелегко. Этому тоже приходиться учиться. Поэтому учитель подсказывает как заботиться о дереве, чтобы оно не почувствовало себя одиноким и забытым.
Урок любви к природе продолжается позже на уроках технологии или изобразительного искусства, на которых ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон, рисует тот объект, который на экскурсии ему больше всего понравился. В их рисунка, поделках сливаются реальный мир и сказочные образы.
Домашнее задание – тоже продолжение сегодняшних впечатлений; надо рассказать сказку о жуке, а кто захочет, придумает свою сказку.
© 2021, Косоговская Людмила Григорьевна 272