СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
урок самопознания
Школа: СОШ №16 дата 18.09.2014__ _№ урока
Тема урока: Мир и согласие между людьми
Ценность: «Внутренний покой»
Качества: умение позитивно мыслить
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная
Разработала: слушатель курса «Самопознание» Чурилова Л.А., учитель самопознания КГУ «СОШ№16» г. Экибастуз, п.Солнечный
.
.
Конспект интегрированного урока Литература и Самопознание
Тема урока: «Тема Любви и самопожертвования в произведении А.И.Солженицына «Матренин двор»
Класс: 11
Ценность: Любовь
Качества: любовь в жизни человека, доброта, сопереживание
Цели урока: расширение представлений учащихся о ценности Бескорыстная Любовь через анализ произведения А.И.Солженицына «Матренин двор»
Задачи:
- раскрывать значение добра и любви в жизни человека;
- развивать умения творить добро, быть чуткими и внимательными
- воспитывать чувство сопереживания, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: раздаточный материал: глоссарий понятий из различных словарей
Разработала: слушатель курса «Самопознание» Чурилова Л.А., учитель Самопознания КГУ «СОШ№16»п. Солнечный
Этап урока |
Содержание этапа |
Примечание, время урока |
Организационный момент |
Позитивный настрой. Концентрация на дыхании. Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно). Тема урока « Тема Любви и самопожертвования в произведении А.И.Солженицына «Матренин двор» Проверка домашнего задания. Рассказ ученика о судьбе писателя, о «Владимирской странице» Солженицына. -Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий, внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. - Какие чувства вызвало в вас произведение? -Как относится автор к Матрене? - Какие качества характера главной героини описывает автор? -Почему Матрена осталась совсем одна? -Как относится она к своему одиночеству? |
Ресурс: аудиозапись «Море» (Дидюля) t - 1 мин t - 2 мин |
1.Чтение отрывков из произведения На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по Рязанской железной дороге « с добрых полгода после того поезда замедляли ход, почти как бы до ощупи». Пассажиры льнули к окнам, желая видеть причину, о которой знали только машинисты. -Почему поезда замедляли ход? -С какой целью автор сначала говорит о смерти своей героини как бы в память о ней? -Знаем ли мы о ком пойдет речь ? 2.Проверка домашнего задания. Расскажите о жизни Матрены. В избе, кроме Матрены Васильевны, обитали еще колченогая кошка да мыши и тараканы, спасавшиеся от нее за обоями, наклеенными в несколько слоев. Постоялец вскоре свыкся с житьем в Матрениной избе. Хозяйка вставала в четыре часа утра, доила козу и варила картошку в трех чугунках: себе, козе и постояльцу. Еда была однообразная: “Картовь облупленная, или суп картонный (так называли все в деревне) или каша ячневая”..Постоялец был и этим доволен, так как жизнь научила его не в еде находить смысл существования”. В ту осень много было у Матрены обид. Вышел “новый пенсионный закон”; надоумили ее соседи добиваться пенсии, которую она “не заслужила”, так как двадцать пять лет работала в колхозе не за деньги, а за трудодни. Теперь была больная, но не считалась инвалидом по той же причине. И пенсию нужно было хлопотать за мужа, то есть за утерю кормильца. “Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было добыть теперь те справки с разных мест о его “старше” (стаже) и сколько он там получал”. Эти справки приходилось по несколько раз переписывать, исправлять, относить в собес, а он был за двадцать километров от Тальнова, сельсовет — за десять километров в другую сторону, а поселковый совет — в часе ходьбы в третью сторону. Походив бесплодно два месяца, измучалась старая женщина, жаловалась на притеснения. После бессмысленных хождений бралась она за работу: копала “картовь” или шла за торфом и возвращалась усталая и просветленная. Постоялец — Игнатич — интересовался, неужели не хватит машины торфа, которую выделила школа. Матрена уверяла, что на зиму необходимо три машины. Жителям официально торф не полагался, а на воровстве ловили и судили. “Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно и мутно или простодушно и говорил о чем угодно, кроме топлива. Потому что сам он запасся. А зимы не ожидалось”. И как раньше воровали дрова у барина, теперь тянули торф у треста. За раз можно было унести мешок в пуда два, которого хватало на одну протопку. В день Матрена ходила раз по пять-шесть, пряча ворованный торф, чтобы не отняли. Часто патруль ловил баб на входе в деревню или обыскивал дворы, но зима надвигалась неотвратимо, заставляя людей преодолевать страх. Наблюдая за Матреной, Игнатич заметил, что ее день заполнен множеством дел. Она носила торф, копала “картовь”, запасала бруснику на зиму, сено козе. Косить приходилось по неудобьям, болотам, так как колхоз урезал участки инвалидам, хотя и за пятнадцать соток приходилось отрабатывать в колхозе, в котором не хватало рук. Когда Матрену звали на колхозные работы, она не отнекивалась, покорно соглашалась, узнавая о времени сбора. Соседи тоже часто звали Матрену подсобить копать картошку или пахать огород. Старая женщина бросала свои дела и шла помогать очередной просительнице. Причем делала она это бесплатно, считая своим долгом. Еще ей суета выпадала, когда раз в полтора месяца приходилось кормить козьих пастухов. Матрена шла в сельпо и тратилась на продукты, которые сама не ела: рыбные консервы, масло, сахар. -Почему судьба Матрены завораживает и в то же время ошеломляет писателя? -Можно ли ее жизнь считать праведной? -Какие чувства вы испытывали к Матрене вначале? -Можно ли сказать, что она была особенным человеком? Почему? 3.Позитивное высказывание: До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста. Н.Рубцов. -О какой чистоте идет речь? -Задумывались ли вы о своей судьбе? -Что необходимо делать, как жить, чтобы остаться чистым душой?
4.Подарок от учителя. Притча. Самопожертвование Гробницу Мохаммеда в Медине следовало привести в порядок: это стало необходимым. Однако каменщикам, пришедшим сюда, чтобы произвести ремонт, объявили, что всякому, кто осмелится спуститься в погребальный склеп, как только он выйдет оттуда, отрубят голову. Всё же нашёлся один желающий и спустился в ужасное подземелье. Он отремонтировал склеп, поднялся и отдал свою голову на отсечение. Молча склонил он голову, и так же молча ему отрубили голову. 3. Творческое задание: 1.Составьте распорядок дня Матрены. 2. Инсценирование эпизода «Рассказ о прошлом» -Что изменило обычный образ жизни Матрены? -Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни? -Почему «не спит она две ночи», думая о горнице? Жалко ли горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста. Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни. -Почему читатель верит ей? -Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически? -Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу? -Попробуйте, ребята, поискать эти авторские «подножки», подставленные читателю. 4. Групповое пение. Звучит песня «Живем мы не долго» в исполнении А. Кальянова. 5.Домашнее задание: письменно ответить на вопрос “О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”? |
|
© 2015, Чурилова Людмила Анатольевна 1834