Урок –подготовка к сочинению 15.3 (ОГЭ 9 кл)
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слов:
герой, героический
духовный (связанный с внутренним миром человека),
самоотверженный
гуманность, гуманный
III. Актуализация знаний.
1.Повторение стилей речи.
Вопросы классу:
1.Какие существуют стили речи?
2.Какова сфера их употребления?
3. Допустимо ли смешение стилей речи?
2. Повторение типов речи.
Вопросы классу:
1.Перечислите типы речи.
2. Каковы особенности каждого типа речи?
Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются
временные или постоянные признаки предметов(явлений).
Объект описания всегда определён и раскрывается через
перечисление признаков. Предмет описания статичен,
действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?
Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся
событиях, действиях или состояниях. Основное его
свойство – динамичность, ведущая часть речи –
глагол или слова со значением движения.
Последовательность действий подчёркивается
интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?
Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее
важной частью является указание причины или
следствий того или иного явления. Необходимым
компонентом являются аргументы (доказательства).
В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного
тезиса и доказательств, авторы обычно в них
объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?
IV. Работа над построением сочинения - рассуждения.
Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
1). Повторение схемы сочинения-рассуждения:
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
2. Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
2) Анализ текста.
Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.
(1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
(2) – Вы позволите здесь присесть?
(3) – Ночка – то какая славная, - заговорил вдруг незнакомец.
(4) – Морозно… тихо. (5)Что за прелесть – русская зима!
(6) Голос у него был мягкий, ласковый старческий.
(7)- А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец. (8) Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9) Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
(10) – Подарочки!. (11) Подарочки!. (12) Знакомым ребятишкам подарочки!. (13) А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… (14) А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел… (15) Подарочки!.
(16) Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17) Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:
(18) – Подождите… не волнуйтесь! (19) Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (20) Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22) Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
(23) – Едемте! – сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24) Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25) Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но … поедемте!
(26) Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27) Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28) Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29) Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.
(30) Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом. (31) Немного погодя явился и Мерцалов. (32) На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.
(33) Доктор сидел за столом и что- то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34) Окончив это занятие и изобразив внизу какой- то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
(35) – Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке.
• (36) Это вызовет у малютки отхаркивание… (37) Продолжайте согревающий компресс. (38) Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (39) Это дельный врач и хороший человек. (40) Я его сейчас же предупрежу. (41)Затем прощайте, господа! (42) Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом.
(43) Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (44) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
(45) Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:
(46) – Доктор! (47) Доктор, постойте!. (48) Скажите мне ваше имя, доктор! (49) Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
(50) И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (51) Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:
(52) – Вот ещё пустяки выдумали!. (53) Возвращайтесь- ка домой скорей!
(54) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
(55) В тот же вечер Мерцалов узнал фамилию своего нежданного благодетеля. (56) На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
(57) Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова – того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (58) Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (59) И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:
(60) – С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (61) Всё переменилось. (62) В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. (63) Просто чудо совершил этот святой человек.
(По А. Куприну)
3. Определяем тему: - о чём данный текст?
Цель текста. – Зачем автор написал данное произведение?
4. Читаем задание для написание сочинения. (слайд 6)
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
5. Работа над сочинением.
А) Способы толкования значения слова: (слайд 7)
1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
2. Перечисление синонимов.
3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
* нужно выбрать 1 из предложенных способов токования слова, составить своё определение слова.
Б) Вступление. Толкование значения слова. (слайд 8)
*добавляем для связности мысли по этому поводу
В) Комментарий (слайд 9)
*составляем полноценное вступление, со своей точкой зрения (указание, что это наша точка зрения)
Г) Логический переход. Пример из текста. (слайд 10)
* показываем, как правильно и логично перейти к тексту и примерам из текста
Д) Логический переход. Пример из жизни (слайд 11)
* показываем, как правильно и логично перейти к примеру из жизни, как вписать его в сочинение
Е) Вывод
* показываем, что вывод это подведение итогов по всему сказанному в сочинении (от определения до доказательства своей мысли) + утверждения/объяснения –зачем нужно то или иное качество.