СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок окружающего мира входит в систему уроков по теме «Почему и зачем?»
Вид урока: урок-игра
Тип урока: изучения нового материала
Система обучения: Школа России
Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Этот урок изучения нового материала. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. На уроке используются следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные (демонстрация презентации,муляжей овощей и фруктов), практические (работа в тетрадях). Применяются следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная. Используется мультимедийная технология. Урок носит воспитательную направленность (воспитание здорового образа жизни). Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – использование компьютерных слайдов, беседа; наглядные – слайд-шоу, практические, выполнение тестового задания, работа с учебником и др.) способствует включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше усвоить новый материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала.
Большое внимание на уроке уделяется формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами и составления картины деятельности на уроке.
Задачи урока: 1.Образовательная: формировать понятия о витаминах А, В, С., раскрыть их значение для человека; 2. Развивающая: развивать память, мышление, устную речь. 3. Воспитательная: воспитывать культуру личной гигиены; формирование того, что чистота – залог здоровья.
Цели:
1) систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
2) познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение
для здоровья человека;
3) учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей
и фруктов.
Планируемые предметные результаты: учащиеся усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов;
научатся приводить примеры овощей и фруктов; правила мытья фруктов и овощей перед едой.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: различать способы и результат действия ( забота о здоровом
образе жизни).
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
классифицировать по заданным критериям (отличие овоща
от фрукта).
Коммуникативные: договориться о распределении функций в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение.
Личностные результаты: самостоятельность, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Оборудование:
ТСО.
Структура урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3..Физкультминутка на ковриках под музыку
4.Самоопределение к деятельности.
5.Постановка учебной задачи.
6.Изучение нового материала
7.Физкульминутка «Овощи и фрукты».
8.Закрепление изученного материала
9. Контролирующее задание
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
||
1.Мотивация к учебной деятельности Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок Будем мир природы изучать, И её законы вместе познавать Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На уроке сопутствует успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!( Слайд3) Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов своему товарищу. Сегодня на уроке будет много интересного и полезного.Советую вам ничего не пропустить.Ушки будут слушать,глазки смотреть,голова думать,рука подниматься -Посмотрите на( слайд4) и скажите куда мы оптравляемся?(по лесам,по пёстрым лугам) |
Подготовка класса к работе. |
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание ; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
. - - Сегодня мы вспомним наше путешествие по лесам, по пёстрым лугам с Мудрой Черепахой и Муравьишкой. (Слайд №4) - Сейчас поиграем в игру: «Правила вежливости» и вспомним правила поведения в природе. Я читаю вам предложение, если вы согласны – показываете зелёный кружочек., если нет - красный Игра «Правила вежливости» 1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.+ 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени ещё вырастет.- 3. Наконец – то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.- 4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.+ 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.- 6. Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. 7. Не пугайте животных! + 8. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.- 9. Не ловите бабочек, они так нужны цветам! + Молодцы, ребята, вы настоящие друзья природы! ( Слайд №5) - Посмотрите, какой красивый луг! Мы прогуляемся по нему, сделаем зарядку. Физкультминутка (под музыку) Танец утят. - Представьте себе, что вы долго гуляли на лугу и проголодались. (Слайд №6) - Мудрая Черепаха хочет узнать, что вы больше всего любите есть? ( ответы детей) 4.Самоопределение к деятельности. - Хорошо,что вы любите овощи и фрукты! Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приглашают нас в путешествие по планете Здорового Питания.(Слайд7) - Отгадайте загадки от Мудрой Черапахи: «Летом – в огороде, Свежие, зелёные, А зимою – в банке, Крепкие, солёные» (огурец) «Когда спело - душисто, румяно, золотисто, Будто медом налилось, видно семечки насквозь» (яблоко) - Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? ( о фруктах и овощах) - |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
||
5. Постановка учебной задачи |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. А как вы думаете: фрукты и овощи нужны человеку? -Для чего? Путешествуя, мы должны ответить на вопрос(Слайд 8) -Почему нужно есть овощи и фрукты? -Поставим цели урока.(Слайд 9) |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. |
Регулятивные: целеполагание; коммуника-тивные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
||
6. Изучение нового Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией . 7.Физкульт минутка»Овощи и фрукты» 8.Закрепле ние изученного Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности . |
. - Итак, в путь! Послушайте отрывок из стихотворения и узнаете, в какую мы сейчас прилетим страну. Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. ( Слайд 10) - Кто запомнил, что принесла хозяйка? Как это назовем, одним словом? В какую страну мы прилетели, кто догадался? (Страна Овощей.) слайд11 - Жители этой страны приготовили вам задание. Отгадать загадки. б) Откройте учебники «Окружающий мир»,стр.54 – Рассмотрите рисунки. Рисунки овощей помогут отгадать вам загадки. Отметьте овощи зелёными фишками. Слайд11 - На грядке длинный и зеленый А в кадке желтый и соленый. (Огурец) - Скинули с Егорушки Золотые перышки – Заставил Егорушка Плакать без горюшка. (Лук) - Маленький, горький, Луку брат. (Чеснок) - Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка) - На земле – трава, Под землей – алая голова. (Свекла) - Сидит девица в темнице, А коса на улице. (Морковь) - Какие овощи еще изображены? (Дети перечисляют) Помидор,редис слайд12 - Какие еще овощи вы знаете? (картофель,горох,баклажан,кабачок,редька,капуста) - Молодцы! Как много овощей вы знаете! Игра :Назови лишний предмет?(Среди овощей найти фрукт) в) - Вы отлично справились с заданиями жителей страны и они дарят вам стишки о пользе овощей. (Выходят 3 ученика и рассказывают). Я здоров, я здоров Хоть и ростом не высок. Я не буду, есть котлеты – Мне пожарьте кабачок. Я румяная девчонка И танцую ловко! Потому что ем всегда Свежую морковку. Не болеем больше гриппом Не боимся сквозняка Все таблетки заменяет Нам головка чеснока. г) - Хоть и весело у вас овощи, но нам пора отправляться в дорогу. - И мы прилетели в другую страну. Слайд 12 Что это за страна? Что вкусней всего на свете? Ты подумал о конфете? А вот я о витаминах. Мы найдем их в мандаринах, В ананасах и бананах, Что растут в далеких странах. И о груше не забудем, Всякий фрукт полезен людям. - Но что это? В этой стране злая колдунья заколдовала всех жителей и мы должны им помочь. - Поможем? Нам нужно разгадать кроссворд. Фрукты нам немножко помогли и вставили некоторые буквы. Слайд 13 Ассоциации: 1. Ягоды собраны в большую кисть, содержат много сока.(виноград) 2. Младший брат апельсина. (мандарин) 3. Маленькая печка с красными угольками. (гранат) 4.Очень вкусная, сочная, есть почти в каждом саду( груша) 5. Самый кислый фрукт.(лимон) 6. Жёлтый, круглый, ты откуда? - Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож, Можешь съесть меня, но только Раздели меня на дольки. Как меня ты назовёшь? (апельсин) 7.Отгадайте ребус ана С (ананас) 8. Как назвать всё это одним словом (Фрукты). - Молодцы! фрукты благодарны вам за спасение. - А какие фрукты вы еще знаете? Слайд14 - А теперь давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? (Фрукты растут в саду, они сладкие, кроме лимона). Слайд15 Игра: Назови лишний предмет.(Среди фруктов овощ) Игра «Заселяем сад и огород» На доске две картинки с надписью сад и огород. Дети из корзинки достают магнитики с изображением овощей или фруктов и соответственно заселяют огород или фруктовый сад Физминутка. Если я называю овощи – наклоняемся, если фрукты – тянемся на носочках вверх. Груша, яблоко, картофель, огурец, помидор, редис, ананас, лук, виноград, лимон, репа, чеснок, мандарин. Работа в группах. Игра: Овощи и фрукты. Мы собрали две корзинки. В одной овощи, в другой фрукты. Подумайте, и скажите, а почему надо есть много овощей и фруктов? (Овощи и фрукты богаты витаминами).Слайд 16 - Что такое витамины? Витамины – это вещества, необходимые для под держания жизни. Слово вита – означает жизнь. Недостаток в пище витаминов – это губительно для вашего молодого организма, потому что он только ещё растёт и развивается. Для этого нужно постоянно принимать в пищу овощи и фрукты. А также они могут вылечить нас от разных болезней. - Мы попали в страну Витамины. - Давайте с ними познакомимся. (Выходят три ученика в коронах, с корзинами в которых лежат овощи и фрукты). - Послушаем, о чем они нам хотят рассказать. - Я – витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я. Меня вы найдете в морковке, капусте, помидорах, перце. (Ученик называет овощи и фрукты и показывает на них). Слайд 17 - Я- витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен я. Меня вы найдете в свекле, яблоках, редисе, зелени салата. Слайд 18 - Я- витамин С. Я, король витаминов. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я. Меня вы найдете в лимоне, красной и черной смородине, луке, груше. Слайд 19 - Спасибо витамины. Как много интересного и полезного мы узнали. м) – Прочитайте слова Мудрой Черепахи на стр. 54.(Читает ученик). Работа в парах. Какой витамин вам нужен, чтобы реже простужаться и быстрее выздоравливать при болезни? А)Витамин А В)Витамин В С)Витамин С (Слайд 20-21) Воспитательный момент о гигиене. - Ой, ребята посмотрите на Муравьишку. Увидела его Злючка-Грязючка и тут как тут.(слайд22) - Почему она так обрадовалась? - Что нужно сделать Муравьишке,чтобы она исчезла? Помыть руки! - Правильно! Муравьишка тоже знает это правило |
Составляют план достижения цели и определяют средства |
Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
||
9.Контролирующее задание (12 мин) Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний . |
а)- Мудрая Черепаха решила сварить борщ, а Муравьишка компот. Давайте им поможем? (Слайд 23) Откройте рабочую тетрадь стр. 36, найдите задание № 2. Соедините стрелками необходимые овощи с кастрюлей Черепахи, а фрукты и ягоды с кастрюлей Муравья. Запомни правила гигиены (Слайд 24) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произволь но строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
- Наше путешествие по планете Правильного питания подошло к концу. Вы отлично работали на уроке, показали хорошие знания, выполнили все задания жителей планеты. Знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни? - Для чего вы всё это изучали? - Полученными знаниями вы можете поделиться со своими родными, друзьями. (Слайд №25) - Продолжите предложения: Я понял (поняла), что … Я хочу быть здоровым (здоровой), поэтому я … Сорвать с яблони яблоко и поместить в корзинку. - Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. Что вы всё поняли, для чего надо есть много овощей и фруктов. Желаю вам расти крепкими, здоровыми и умными. Пусть будут добрыми ваши сердца - |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
||
Литература:
Е.П.Фефилова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
О.В. Казакова, Н.И. Гаврилкина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»
Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова.
А. Плешаков «Планета загадок»
С. Мартынов «Овощи+фрукты+ягоды=здоровье»
энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
© 2015, Исаева Светлана Николаевна 2531