СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 6 классе. Тема "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — устное народное творчество, отражающее жизнь.

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и не обрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

  • календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
  • семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
  • окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской жизни считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Вспомните романс «Красный сарафан».

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр).

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушали: р.н.п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

  • Какое настроение создаёт эта песня?
  • Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
  • Как можно описать тему дочери? (взволнованное обращение построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога-покорность, смирение с безвыходной ситуацией).

Песня звучит напряжённо, в миноре.

  • Как охарактеризуем тему матери? (Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою).

Пример величальной свадебной песни

Слушали: «Лель таинственный»

Лель – славянское божество любви. В поэзии его образ используется в основном в свадебных темах и появляется в виде выкриков «люли, лелё, лель». В Опере «Руслан и Людмила» образ Леля является хранителем любви Людмилы и Руслана. Хор звучит в суровом величальном характере, подчёркивая могущество божества любви.

Лель таинственный! Упоительный!

Ты восторги льешь в сердце нам.

Славим власть твою и могущество,

Неизбежные на земле!

Д/З: краткое описание русского обряда на выбор

Категория: Музыка
09.04.2023 21:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!