СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Написание комментария».
Цели урока:
Образовательная: познакомить с текстами Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова,подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательная: воспитывать стремление понимать красоту природы родного края, ценить ее, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
Задачи урока:
отработать написание комментирующей части, методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения
Оборудование: презентация; раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; тексты Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова, иллюстрации
Конспект урока
1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса)
Звучит музыка
Слайд1
Чтение отрывка из текста К.Паустовского «Осень в этом году стояла- вся напролет- сухая, теплая».
Что показалось новым в тексте Паустовского?
Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
Какую роль играет природа в жизни человека?
Что рождается в душе человека при встрече с прекрасным?
Делаем вывод: шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.
2. Постановка задач.
- Сегодня на уроке вместе с тонкими знатоками, истинными ценителями природы В.Песковым и Д.Маминым - Сибиряком мы будем учиться создавать сочинения-рассуждения по исходным текстам, отвечая на очень важные вопросы. Мы будем создавать комментарии к сформулированной проблеме, сопоставляя публицистический и художественный тексты. Для этого мы разделимся на две группы: одна группа будет работать в творческой мастерской В.Пескова, другая – Д.Мамина-Сибиряка
3. Практическая часть.
Слайд 2
1.Работа с публицистическим текстом В.М.Пескова « Был осенний серенький день в конце листопада» и с художественным текстом Д.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. |
1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, давайте вспомним особенности публицистического и художественного текстов.
Слайд 3
Публицистический стиль:
автор приводит свои собственные размышления, описывает какой-то жизненный опыт, вспоминает чьи-то слова и интерпретирует свои мысли сам, без применения художественных образов.
Стиль художественной литературы:
автор рисует образы, картины, поступки, действия;
авторская оценка раскрывается через портрет, героя, речь, пейзаж, интерьер
2этап. Чтение и исследование текстов.
- Внимательно читаем тексты В. Пескова и Д.Мамина-Сибиряка.
Задание:
- Каков стиль данного текста?
- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?
- К какому типу речи относится данный текст?
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема ?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?
4. Комментарий проблемы.
- Давайте вспомним, что такое комментарий? Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов:
- К какой категории относится проблема?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- На каком материале автор рассматривает проблему?
Слайд 4
Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по
поводу указанного отрывка текста
- Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.
- Из каких частей состоит комментарий?
2 примера- иллюстрации+ пояснения+ связь между примерами
Слайд 5
Пример-иллюстрация –это отрывок текста, который вы должны объяснить и
интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого
отрывка смогли извлечь.
Смысловая связь между примерами
Сравнение/сопоставление:
Сравнивая эти примеры, становится ясно, что.
Если сравнить вышеприведенные примеры, можно с
уверенностью сказать, что.
Противопоставление:
Противопоставляя вышеуказанные примеры, можно
заметить, что.
Противопоставление примеров приводит к пониманию
Причина:
Почему события сложились таким образом? Автор говорит
об этом далее.
Какова причина таких действий героев? Как говорит автор,
(объяснение).
Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об
этом автор пишет далее.
Следствие, вывод:
Череда этих событий приводит автора к тому, что.
После череды рассуждений о вышеприведенных событиях,
автор делает вывод, что.
5. Написание комментария по одной из проблем:
Как природа влияет на человека? (работа по группам)
6. Сопоставление комментариев по текстам В.Пескова и Д.Мамина - Сибиряка
7. Подведение итогов
Какие трудности при написании текстов вы испытывали?
В чем достоинства этих текстов?
8. Домашнее задание – дописать сочинение
Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Написание комментария».
Цели урока:
Образовательная: познакомить с текстами Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова,подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательная: воспитывать стремление понимать красоту природы родного края, ценить ее, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
Задачи урока:
отработать написание комментирующей части, методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения
Оборудование: презентация; раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; тексты Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова, иллюстрации
Конспект урока
1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса)
Звучит музыка
Слайд1
Чтение отрывка из текста К.Паустовского «Осень в этом году стояла- вся напролет- сухая, теплая».
Что показалось новым в тексте Паустовского?
Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
Какую роль играет природа в жизни человека?
Что рождается в душе человека при встрече с прекрасным?
Делаем вывод: шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.
2. Постановка задач.
- Сегодня на уроке вместе с тонкими знатоками, истинными ценителями природы В.Песковым и Д.Маминым - Сибиряком мы будем учиться создавать сочинения-рассуждения по исходным текстам, отвечая на очень важные вопросы. Мы будем создавать комментарии к сформулированной проблеме, сопоставляя публицистический и художественный тексты. Для этого мы разделимся на две группы: одна группа будет работать в творческой мастерской В.Пескова, другая – Д.Мамина-Сибиряка
3. Практическая часть.
Слайд 2
1.Работа с публицистическим текстом В.М.Пескова « Был осенний серенький день в конце листопада» и с художественным текстом Д.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. |
1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, давайте вспомним особенности публицистического и художественного текстов.
Слайд 3
Публицистический стиль:
автор приводит свои собственные размышления, описывает какой-то жизненный опыт, вспоминает чьи-то слова и интерпретирует свои мысли сам, без применения художественных образов.
Стиль художественной литературы:
автор рисует образы, картины, поступки, действия;
авторская оценка раскрывается через портрет, героя, речь, пейзаж, интерьер
2этап. Чтение и исследование текстов.
- Внимательно читаем тексты В. Пескова и Д.Мамина-Сибиряка.
Задание:
- Каков стиль данного текста?
- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?
- К какому типу речи относится данный текст?
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема ?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?
4. Комментарий проблемы.
- Давайте вспомним, что такое комментарий? Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов:
- К какой категории относится проблема?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- На каком материале автор рассматривает проблему?
Слайд 4
Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по
поводу указанного отрывка текста
- Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.
- Из каких частей состоит комментарий?
2 примера- иллюстрации+ пояснения+ связь между примерами
Слайд 5
Пример-иллюстрация –это отрывок текста, который вы должны объяснить и
интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого
отрывка смогли извлечь.
Смысловая связь между примерами
Сравнение/сопоставление:
Сравнивая эти примеры, становится ясно, что.
Если сравнить вышеприведенные примеры, можно с
уверенностью сказать, что.
Противопоставление:
Противопоставляя вышеуказанные примеры, можно
заметить, что.
Противопоставление примеров приводит к пониманию
Причина:
Почему события сложились таким образом? Автор говорит
об этом далее.
Какова причина таких действий героев? Как говорит автор,
(объяснение).
Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об
этом автор пишет далее.
Следствие, вывод:
Череда этих событий приводит автора к тому, что.
После череды рассуждений о вышеприведенных событиях,
автор делает вывод, что.
5. Написание комментария по одной из проблем:
Как природа влияет на человека? (работа по группам)
6. Сопоставление комментариев по текстам В.Пескова и Д.Мамина - Сибиряка
7. Подведение итогов
Какие трудности при написании текстов вы испытывали?
В чем достоинства этих текстов?
8. Домашнее задание – дописать сочинение
© 2019, Паршикова Светлана Алексеевна 1403