СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - мастерская русского языка в 11 классе Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Написание комментария.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Написание комментария».

Цели урока:

Образовательная: познакомить с текстами Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова,подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная: воспитывать стремление понимать красоту природы родного края, ценить ее, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.

Задачи урока:

отработать написание комментирующей части, методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

Оборудование: презентация; раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; тексты Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова, иллюстрации

Конспект урока

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса)

Звучит музыка

Слайд1

Чтение отрывка из текста К.Паустовского «Осень в этом году стояла- вся напролет- сухая, теплая».

Что показалось новым в тексте Паустовского?

Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

Какую роль играет природа в жизни человека?

Что рождается в душе человека при встрече с прекрасным?

Делаем вывод: шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.

2. Постановка задач.

- Сегодня на уроке вместе с тонкими знатоками, истинными ценителями природы В.Песковым и Д.Маминым - Сибиряком мы будем учиться создавать сочинения-рассуждения по исходным текстам, отвечая на очень важные вопросы. Мы будем создавать комментарии к сформулированной проблеме, сопоставляя публицистический и художественный тексты. Для этого мы разделимся на две группы: одна группа будет работать в творческой мастерской В.Пескова, другая – Д.Мамина-Сибиряка

3. Практическая часть.

Слайд 2

1.Работа с публицистическим текстом В.М.Пескова « Был осенний серенький день в конце листопада» и с художественным текстом Д.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»

Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.

1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, давайте вспомним особенности публицистического и художественного текстов.

Слайд 3

Публицистический стиль:

автор приводит свои собственные размышления, описывает какой-то жизненный опыт, вспоминает чьи-то слова и интерпретирует свои мысли сам, без применения художественных образов.

Стиль художественной литературы:

автор рисует образы, картины, поступки, действия;

авторская оценка раскрывается через портрет, героя, речь, пейзаж, интерьер

2этап. Чтение и исследование текстов.

- Внимательно читаем тексты В. Пескова и Д.Мамина-Сибиряка.

Задание:

  1. Определение типа и стиля речи.

- Каков стиль данного текста?

- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

- К какому типу речи относится данный текст?

  1. Выделение проблемы текста.

- Для начала давайте вспомним, что такое проблема ?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

  1. Проверка выполнения заданий.

4. Комментарий проблемы.

- Давайте вспомним, что такое комментарий? Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов:

- К какой категории относится проблема?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

Слайд 4

Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по

поводу указанного отрывка текста

- Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

- Из каких частей состоит комментарий?

2 примера- иллюстрации+ пояснения+ связь между примерами

Слайд 5

Пример-иллюстрация –это отрывок текста, который вы должны объяснить и

интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого

отрывка смогли извлечь.

Смысловая связь между примерами

Сравнение/сопоставление:

 Сравнивая эти примеры, становится ясно, что.

 Если сравнить вышеприведенные примеры, можно с

уверенностью сказать, что.

Противопоставление:

 Противопоставляя вышеуказанные примеры, можно

заметить, что.

 Противопоставление примеров приводит к пониманию

Причина:

 Почему события сложились таким образом? Автор говорит

об этом далее.

 Какова причина таких действий героев? Как говорит автор,

(объяснение).

 Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об

этом автор пишет далее.

Следствие, вывод:

 Череда этих событий приводит автора к тому, что.

 После череды рассуждений о вышеприведенных событиях,

автор делает вывод, что.

5. Написание комментария по одной из проблем:

Как природа влияет на человека? (работа по группам)

6. Сопоставление комментариев по текстам В.Пескова и Д.Мамина - Сибиряка

7. Подведение итогов

Какие трудности при написании текстов вы испытывали?

В чем достоинства этих текстов?

8. Домашнее задание – дописать сочинение

Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Написание комментария».

Цели урока:

Образовательная: познакомить с текстами Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова,подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная: воспитывать стремление понимать красоту природы родного края, ценить ее, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.

Задачи урока:

отработать написание комментирующей части, методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

Оборудование: презентация; раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; тексты Д.Н.Мамина-Сибиряка и В.М.Пескова, иллюстрации

Конспект урока

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса)

Звучит музыка

Слайд1

Чтение отрывка из текста К.Паустовского «Осень в этом году стояла- вся напролет- сухая, теплая».

Что показалось новым в тексте Паустовского?

Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

Какую роль играет природа в жизни человека?

Что рождается в душе человека при встрече с прекрасным?

Делаем вывод: шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.

2. Постановка задач.

- Сегодня на уроке вместе с тонкими знатоками, истинными ценителями природы В.Песковым и Д.Маминым - Сибиряком мы будем учиться создавать сочинения-рассуждения по исходным текстам, отвечая на очень важные вопросы. Мы будем создавать комментарии к сформулированной проблеме, сопоставляя публицистический и художественный тексты. Для этого мы разделимся на две группы: одна группа будет работать в творческой мастерской В.Пескова, другая – Д.Мамина-Сибиряка

3. Практическая часть.

Слайд 2

1.Работа с публицистическим текстом В.М.Пескова « Был осенний серенький день в конце листопада» и с художественным текстом Д.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»

Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.

1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, давайте вспомним особенности публицистического и художественного текстов.

Слайд 3

Публицистический стиль:

автор приводит свои собственные размышления, описывает какой-то жизненный опыт, вспоминает чьи-то слова и интерпретирует свои мысли сам, без применения художественных образов.

Стиль художественной литературы:

автор рисует образы, картины, поступки, действия;

авторская оценка раскрывается через портрет, героя, речь, пейзаж, интерьер

2этап. Чтение и исследование текстов.

- Внимательно читаем тексты В. Пескова и Д.Мамина-Сибиряка.

Задание:

  1. Определение типа и стиля речи.

- Каков стиль данного текста?

- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

- К какому типу речи относится данный текст?

  1. Выделение проблемы текста.

- Для начала давайте вспомним, что такое проблема ?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

  1. Проверка выполнения заданий.

4. Комментарий проблемы.

- Давайте вспомним, что такое комментарий? Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов:

- К какой категории относится проблема?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

Слайд 4

Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по

поводу указанного отрывка текста

- Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

- Из каких частей состоит комментарий?

2 примера- иллюстрации+ пояснения+ связь между примерами

Слайд 5

Пример-иллюстрация –это отрывок текста, который вы должны объяснить и

интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого

отрывка смогли извлечь.

Смысловая связь между примерами

Сравнение/сопоставление:

 Сравнивая эти примеры, становится ясно, что.

 Если сравнить вышеприведенные примеры, можно с

уверенностью сказать, что.

Противопоставление:

 Противопоставляя вышеуказанные примеры, можно

заметить, что.

 Противопоставление примеров приводит к пониманию

Причина:

 Почему события сложились таким образом? Автор говорит

об этом далее.

 Какова причина таких действий героев? Как говорит автор,

(объяснение).

 Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об

этом автор пишет далее.

Следствие, вывод:

 Череда этих событий приводит автора к тому, что.

 После череды рассуждений о вышеприведенных событиях,

автор делает вывод, что.

5. Написание комментария по одной из проблем:

Как природа влияет на человека? (работа по группам)

6. Сопоставление комментариев по текстам В.Пескова и Д.Мамина - Сибиряка

7. Подведение итогов

Какие трудности при написании текстов вы испытывали?

В чем достоинства этих текстов?

8. Домашнее задание – дописать сочинение

Категория: Русский язык
06.08.2019 23:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!