СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок-мастерская по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные проблемы в сказке.
Цель:
Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, кроссворд,
Дарить тепло другим – согреваться самому.
Содержание урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”. Работать будем в парах по ; помните, что работая в паре, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.
(Дети рассаживаются по парам)
3. Работа над содержанием сказки.
1. Закончите предложение:
Я думаю, что тёплым может быть…. Что?
( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)
- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”.
- Назовите героев сказки.
Филька
Раненый конь
Мельник Панкрат
Бабка
Сорока
Мороз, метель
Ребята
Жители деревни Бережки
2. Сейчас мы с вами попробуем выявит смысла сказки, проникнуть в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. (работа в парах). Дети работают над одной из тем
Метель и мороз.
Волшебство в сказке.
Мудрый дед Панкрат.
Раненый конь.
Поведение и душевное состояние Фильки.
( Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка).
3. Ответить на вопросы (каждой группе предлагается по 2 вопроса):
- Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?
- Почему его прозвали “Ну Тебя”?
- Почему так жестоко поступил Филька с конём?
- Сколько раз Филька произнёс фразу “Да ну тебя”? Всегда ли у неё было одно звучание, одна интонация?
- От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца).
- Почему? Каким он был? (Злой, крикливый, заспанный).
- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).
- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)
- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?
- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).
- Что должен был, по словам бабки, исправить “дурной” человек?
ВЫВОД: (слайд 6) Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.
- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.
Творческая работа. Создание лестницы покаяния.
Да Филька совершил грех, но готов принять на себя вину в случившейся беде. Панкрат должен простить его, как обычно это делают мамы и бабушки, но этого в сказке не происходит. Чтение отрывка «Да, вздохнул Панкрат» до слов «сроку час с четвертью».
Давайте представим, какой труд совершила душа человека на пути к покаянию, искуплению греха; это путь похож на лестницу, и каждая ступень очищает совесть, освобождает от гнета вины. Давайте назовем эти ступени и выстроим лестницу.
Благодарность за урок
Искупление греха
Чистосердечное признание
Преодоление страха наказания
Осознание страха
1 ступень. Осознание, стыд за неправедное дело, слово, намерение. Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит сотворил зло.
2 ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли – это преодоление страха наказания и стыда перед людьми, которые узнают о твоем проступке.
3 ступень. Чисто сердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел и перед Богом. Это нелегко: ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим себя унижаешь. На самом же деле только возвышаешься в глазах людей и прежде всего перед своей совестью. Искренним покаянием ты очищаешься и тебе становится легко и весело.
4 ступень. Но не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступень покаяния. Искупления, исправления греха. Дурное быстро совершается и вот исправить его – большого труда стоит.
5 ступень. Но у «Лестницы покаяния» есть ещё одна самая высокая ступень – Благодарность за урок.
- Кто и кого должен благодарить и каким образом? - Ответьте дома на этот вопрос и вы станете благодарить своих близких за уроки, пусть и строгие, но помогающие вам исправиться и стать лучше.
4. Разгадывание кроссворда (вычерчен на плакате):
Вопросы
ВЫВОД: Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.
5. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА.
(работа со словарями, рисунок 1)
Рис. 1
- А сейчас мы с вами по разным словарям проследим, что значит слово “доброта”.
ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА – это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского; старославянское произошло от праиндоевропейской основы: / добръ - * dhabh /. Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось.
Омонимы – добро, добрый.
Синонимы – добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость,
Добросердечность.
Антонимы – зло, жестокость.
Добро - добрый – доброта – добротный – добротность.
4. Подведение итогов.
- Так, в чём же смысл сказки?
- Чему она нас учит?
- Как объяснить название сказки?
- Когда вы особенно волновались?
- Что было особенно интересно?
- Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?
ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
7. Оценки за урок. Домашнее задание:
Самостоятельно составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского.
© 2016, Ерохина Татьяна Михайловна 1947