СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок экспресс – исследование по литературному чтению. (4 класс)

Тема: « Портрет в художественном произведении. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш».

Цель урока: Совершенствовать навык беглого, правильного, выразительного чтения. (Исследовать текст, извлечь фактическую информацию, составить характеристику героев)

1. Развивать речь, образное мышление, творческое воображение, зрительную память, умение работать в парах.

2.Учить работать с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, «мелочи»; давать характеристику героям произведения.

3. Совершенствовать умение отличать художественный стиль речи от «научного».

4. Воспитывать любовь ко всему живому.

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о понятии «исследование».

Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников, осуществляют оценку собственной учебной деятельности, дают оценку поступкам героев.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивают вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; строят понятные для партнера высказывания, умеют задавать вопросы.

Оборудование ученика: учебник, тетрадь, карточки.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее –

Начнем скорей урок!

- Вчера мы приступили к изучению нового, интересного раздела прочтем его название хором «Природа и мы».

- Как вы понимаете значение этой темы? О чем и о ком будут произведения, с которыми нам предстоит познакомиться? ( О природе, о животных).

Итак, мы продолжаем знакомство с произведениями русских писателей, сегодня мы будем читать, обсуждать, сравнивать, оценивать, высказывать свое мнение и слушать чужое.

А эпиграфом нашего урока станут слова А. Л. Барто «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, поучимся и мы сегодня на уроке.

2. Зрительная разминка.

- Прежде чем перейти к теме урока - зрительная разминка. Откройте тетрадь по чтению, приготовьтесь к игре «Фотоглаз».

Эта игра поможет тебе развить зрительную память.

а) Зрительный диктант.

Поднялась стая птиц.

Это были лебеди.

Они летели в теплые края (время экспозиции 3 сек).

б) Самостоятельная запись в тетрадь.

в) Взаимопроверка тетрадей.

- Приготовились к оценке работы соседа по парте.

Красный кружок - б/о

Зеленый - 1-2 ош.

Желтый -3-4 ош.

3.Актуализация опорных знаний.

Я прочитаю строчки из произведений, а вы постарайтесь определить название и кто автор:

  1. В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля, с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном….
  2. Старая утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество.
  3. Перезимует вместе со мной в избушке. Места хватит, и нам с Соболькой веселее…

- Кто является автором этих произведений?

4.Тема и цели урока.

- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

- Продолжим знакомиться с произведениями Д.Н. Мамина – Сибиряка.

- Да, мы исследуем рассказ Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», проанализируем, как автор описывает героев рассказа.

- Где происходят события? ( На Светлом озере)

- Кого автор называет в рассказе «Приемышем»? (Лебедя)

- Почему ему дали такую кличку?

( Приемышами принято называть детей, которые остались без родителей и которых воспитывают другие люди).

5. Проверка домашнего задания.

- Выбрать отрывок из рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш» по желанию. Подготовить выразительное чтение по памятке.

Памятка работы над выразительным чтением.

Соблюдай паузы.

Правильно ставь ударение.

Выбери силу голоса (тихо, громко).

Определи темп (быстро, медленно).

Читай эмоционально.

Покажи интонацией свое отношение к произведению.

- Поднимите руку те, кто выбрал отрывок из 1 части. Назовите страницу, абзац.

Оценка: - выполнил все пункты памятки- «5», не выполнил 1-2 - «4»

не выполнил 3 - «3».

Вопросы для самооценки:

- Как ты подготовился к уроку?

- Что помогло тебе подготовить домашнее задание?

- Улучшил ли ты свои навыки?

- Какие качества характера нужно в себе воспитывать при подготовке к уроку чтения?

6. Исследовательская работа по содержанию текста.

- Назовите главных героев рассказа? ( Соболько, Тарас, Приемыш)

- Сейчас мы составим портреты главных героев.

- Для какой цели мы с вами составляем портреты главных героев?

(Эта работа поможет нам поближе познакомиться с героями произведения, раскрыть их взаимоотношения, черты характера, особенности поведения).

- Что входит в понятие «портрет», в художественном произведении?

ПОРТРЕТ внешний вид

действия

поступки

авторская оценка

- Вы будете маленькими исследователями. Работать будем в группах. При выполнении задания, работайте вместе, дружно, выслушивайте мнение товарищей. Назначьте старшего сотрудника группы, который отвечает на вопросы сам или назначает другого человека. Используйте сигналы светофора.

1 ряд составляет портрет - Приемыша.

2 ряд составляет портрет - Соболько.

3 ряд портрет - Тараса.

- Исследуем части рассказа, отмечаем то, что касается вашего героя. Будьте внимательны.

1часть

- Найти в тексте и прочитать отрывки, которые подтверждают, что Соболько, «этот лучший друг человека» был умной собакой? (стр.76 Соболько остановился в раздумье…, Умная собака только виляла хвостом…, Когда «лучший друг человека» радостно взвизгнул…).

Найти отрывок, прочитать дуэтом.

- Как рассказчик - охотник впервые увидел лебедя? (стр.77 Это и был Тарас…).

- Докажите словами из текста, что лебедь - крупная птица? (стр. 77 Лебедь красиво подплыл к сайме…).

2 часть

- Расскажите о том, как лебедь оказался у старика? (стр. 77 Приезжали охотники. Лебедя с лебедушкой подстрелили, а он остался. Забился в камыши и сидит. Летать – то он не умел. Вот и взял его Тарас к себе, сиротой чтоб не остался).

Игра «Мнимое слово». (Лексическая работа).

- Я буду читать отрывок, ваша задача быстро, глазками найти его в тексте 2 части и исправить мою ошибку.

1). «Пропадет один-то, молод еще, не приспособлен к жизни…» (Пропадет один – то, ястреба заедят, потому, как смыслу в нем нет еще настоящего).

- Как можно объяснить «смыслу в нем нет еще настоящего» (Не готов к самостоятельной жизни).

2). « - Без родителей остался …» (Сиротой остался).

3). « - Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом домой». (Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой).

Внимание на доску- заполнить пропуски в предложении словами из текста.

птица, одним словом, и свой знает.

(Умная птица, одним словом, и свой порядок знает).

Выборочное чтение.

- Как автор сравнивает лебедя с человеком? (стр. 78 Лебедь точно понимал старика…).

- Какие взаимоотношения сложились у человека, лебедя и собаки?

Физкультминутка.

Ребята, поднимите головки, посмотрите на меня, таким красивым глазкам нужно отдохнуть.

Утром лебедушка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела…

Лебеди летят – крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

3 часть

- Найти отрывок, как Тарас доказывает охотнику, что он не одинок.( стр 80 Тарас жил на Светлом …).

Прочитать его по ролям.

- Кто участвует в диалоге? (автор, Тарас)

- Как вы понимаете слова Тараса «я тут князь, князем живу»? (богато живу).

- Чем он богат? ( Рыбой, птицей, травой… То есть природой, для него природа, дом родной. Это леса, поля, животные и птицы. Для него «природы никогда не будет много, она прекрасна всегда, она творенье Бога!).

- Найти в тексте предложение «Старик был ужасно доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце - концов сводились к нему…»

Заменить словосочетание « ужасно был доволен» словами-синонимами.

(очень любил, очень радовался, восхищался).

Выборочное чтение.

- В чем проявлялся характер гордой птицы? (стр. 80 Гордая, настоящая царская птица… Помани ее кормом, да не дай… С Соболько тоже гордо держится…).

Самостоятельная работа.

Перечитать последний абзац.

1 вариант - Найти предложение, которое можно прочитать, убыстряя темп. (Лебедь стоял раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него).

2 вариант – Найти предложение, где есть сравнение. (Старый Тарас от души смеялся, как ребенок).

Перечитать хором 1 вариант убыстряя темп.

2 вариант - выделяя сравнение интонацией при перечитывании.

4 часть

- Как выглядел Тарас, когда его посетил охотник осенью? (стр. 81 Имел утомленный вид, казался дряхлым и жалким).

- Найти отрывок, как Приемыш встретился с другими лебедями. (стр.82 Уж в заморозки грех вышел…).

Прочитаем за диктором. Диктором будет…

- Как старик поступил с Приемышем? ( Запер в избе на целый день).

- Почему он боялся его выпустить? ( Боялся, что выбьется из сил, отстанет и пропадет. Другие - на воле выросли, их мать и отец учили летать).

Чтение дуэтом.

- Как лебеди учат своих лебедят летать? ( стр83. Подрастут лебедята…).

- Расскажите, как Тарас поступил с лебедем. (Выпустил, так как побоялся, затоскует и умрет).

- Найти отрывок, как лебедь прощался с человеком. (стр.83 В последний раз отплыл от берега, остановился, и как братец мой,…).

- Какие чувства испытывал Тарас, после отлета лебедя?

Проверка исследовательской работы:

2 ряд – Соболько

Внешний вид - пестрая собачонка, пушистый хвост.

Действия и поступки – залилась отчаянным лаем, осторожно подошел, обнюхал сапоги, должен стеречь избушку …

Авторская оценка - умная собака, «лучший друг человека».

Дайте собственную оценку собаке. ( Соболько - умная собака, понимает свой основной долг – стеречь избушку).

1ряд описывает Приемыша

Внешний вид - умные глаза, кривые черные ноги.

Действия и поступки – направился к избушке, приковылял к избушке, выжидал подачки, стоял, раскрыв крылья, вытягивал шею, шипел на собаку, вставал на одну ногу, кричал.

Авторская оценка – смыслу в нем еще нет настоящего, умная птица, Божья, свой порядок знает, гордая, настоящая, царская птица.

Дайте собственную оценку: (Приемыш - умная, гордая, красивая, царская птица. Имеет свой характер. Ученая птица, особенная).

3 ряд – Тарас

Внешний вид - дряхлый, жалкий, утомленный вид, старый, родные умерли.

Действия и поступки – жил на Светлом озере 40 лет бобылем, ловко работал одним веслом, плыл стоя на ногах, от души смеялся, как ребенок, тяжело вздохнул, тосковал.

Авторская оценка: от души смеялся, как ребенок.

Собственная оценка (Умный, добрый, хорошо знал жизнь животных, умел наблюдать природу, речь его простая, народная, в ней чувствуется любовь к лебедю, Собольке, ко всему, что его окружает).

Итог урока:

-А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Можно было подрезать крылья Приемышу).

- Как бы вы поступили на месте Тараса?

- Поступил бы так, как это сделал Тарас;

- Подрезал бы птице крылья, и сделал бы ее ручной;

- Силой удержал бы в сарае до зимних холодов и оставил бы зимовать в избушке, а весной подпустил к какой-нибудь стае.

Тарас любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья расстались.

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело).

Все зависит от ее величества Судьбы. Хотелось бы конечно, чтобы Приемыш вернулся к Тарасу. Приемыш - птица, которой нужна полная свобода, у нее должна быть своя семья. А, как известно, лебеди – верные птицы, и любят они только раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

- Что же хотел нам сказать этим произведением автор, какую главную мысль хотел донести? (На примере Тараса автор хотел показать нам как нужно относится ко всему живому, что нас окружает…не остаться равнодушным к чужой беде и к чужой боли).

А можно ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться».

Рефлексия:

Пригодятся ли знания полученные на уроке в жизни?

Что бы вы изменили в себе после этого урока?

Закончите предложения:

  • Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…( что удивило, тронуло…)
  • Рассказ помог понять…(заставил задуматься, волноваться,…)
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…

Метапредметное задание?

- В каком стиле написан рассказ?

- Как вы думаете, если бы это был не рассказ, а сказка, могли бы вы сказать, что Тарас понимал язык животных?

Какие еще стили речи вы знаете?

Творческая работа.

- По опорным словам составить текст:

1 вариант – научный стиль.

Евразия, род птиц, Европа, Австралия, семейства утиных, пресные водоемы, длина до 180 см, вес до 13 кг, берега.

2 вариант – художественный стиль.

Царь птица, белоснежное оперение, маленькая изящная головка, движения плавные, по гладкой поверхности вод.

- Какой знак препинания стоит в конце рассказа?

- О чем он говорит?

Домашнее задание.

- Изобразить понравившийся эпизод из рассказа.

- Спасибо за общение на занятии. Вы были внимательны к судьбе Приемыша и других героев.

Или

- Попробуйте догадаться, что произнес немецкий философ Артур Шопенгауэр, для этого откройте пакет лежащий у вас на парте и поставьте слова в нужном порядке « Здоровый нищий, счастливее больного короля».

Категория: Литература
04.04.2015 16:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!