СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Гражданская война

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Гражданская Война и военная интервенция.

Цель урока - дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне.

Задачи:

обучающая: рассмотреть основные проблемы и события Гражданской войны;

воспитательная: в ходе изучения темы учащиеся должны понять, что в гражданской войне нет победителей, воспитывать толерантное отношение к различным политическим взглядам;

развивающие: 1) совершенствовать умение работать в группе; 2)развивать технологическую и коммуникативную компетентности.

Тип урока: семинар

Оборудование:

карта, компьютер, проектор, экран, листы для учащихся с распечатанной слайд - презентацией.

Основные понятия: гражданская война, интервенция.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные: уметь раскрывать причины Гражданской войны и интервенции; давать характеристику белого и красного движений (цели, лозунги, социальная опора, участники, методы борьбы, сильные и слабые стороны); рассказывать, используя карту, о наиболее значительных военных событиях.

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, сравнивать, анализировать, делать выводы; проводить поиск информации представлять ее в устном сообщении; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Личностные: развитие творческой активности обучающихся; воспитание культуры личности в процессе делового общения; формирование мировоззренческих позиций, ориентированные на ценности современного общества в Российской Федерации

Предварительная подготовка была проведена за неделю до семинара. Обучающиеся были разделены на 2 группы, которые готовили мини-проекты по теме «Краски гражданской войны»- цели, лозунги, социальная опора, участники, методы борьбы, сильные и слабые стороны.

Были предложены вопросы семинарского занятия и список литературы.

Вопросы семинарского занятия:

Причины и истоки гражданской войны. Начало гражданской войны, основные этапы. Значимые военные события гражданской войны. «Краски войны»: белые, красные. Итоги гражданской войны.

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

В. Артемов, Ю. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей». Часть 2. М. Академия. 2012 А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин «Новейшая история Отечества ХХ в.» М. Владос 1999 г. Том 2.

Документы:

История отечества в документах 1917-1993 гг. Ч. 4: 1945-1993 гг. М., 1995.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Учебно-методическое обеспечение

Организационный

1

Приветствует обучающихся.

В начале урока звучит музыкальный фрагмент- «Марш Будённого».

Студентка озвучивает стихи М.Волошина, являющиеся эпиграфом к уроку:

«Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь»

Постановка темы и целей урока

2

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы. Гражданская война 1918 - 1921 годов в России продолжает оставаться одним из важнейших событий Отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, её последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.

Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков, публицистов, всех людей, интересующихся историей своей страны. Не случайно, эпиграфом нашего урока стали слова М. Волошина.

Ставит проблемный вопрос урока:

Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

слушают

Слайд №2 Цели и план урока.

3 организация учебного процесса

6

Рассмотрение первого вопроса семинара.

Задает вопросы:

Что такое гражданская война? Вспомните определение этого понятия? Когда началась гражданская война?

Преподаватель подводит итог: Проблема начала Гражданской войны является одной из наиболее дискуссионных. Одни историки считают, что Февральская революция привела к гражданской войне, другие - что началом послужили события Октябрьского переворота 1917 года. Третьи полагают, что началом войны следует считать весну 1918года - мятеж чехословацкого военного корпуса.

Как вы считаете какая периодизация наиболее верна? Докажите свою точку зрения. В чем заключается особенность гражданской войны в России?

Преподаватель делает акцент:

особенностью гражданской войны в России было тесное ее переплетение с интервенцией держав Антанты.

Какие цели преследовали интервенты?

Отвечают

Выдвигают свои мнения

отвечают

Слайд №3

3

Рассмотрение причин Гражданской войны:

Какие причины послужили началу гражданской войны?

Отвечают:

1)Несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения;

2)Конфискация помещичьих земель;

3)Национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений;

4) Создание однопартийной политической системы, установление диктатуры большевиков.

Слайд № 4

7

Основные этапы гражданской войны. Значимые военные события гражданской войны

В периоде фронтовой гражданской войны и интервенции выделяют достаточно четко четыре этапа:

1. конец мая 1918 г. – ноябрь 1918 г.

2. ноябрь 1918 г.- февраль 1919 г.

3. март 1919 г. – весна 1920 г.

4. весна – ноябрь 1920 г.

Запомни эту периодизацию.

Слушают

Выступления обучающихся с характеристикой основных событий Гражданской войны.

Слайд№ 5.

Работа с картой

5

5

Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.

Какие же основные идеи «белого» движения?

Идеи, программа «красных»?

Защита проектов группы 1 на тему: «Белое движение в гражданской войне»

Защита проектов группы 2 на тему: «красные в гражданской войне»

Представление презентации обучающимися

Представление презентации обучающимися

4

Итоги гражданской войны.

Преподаватель задает вопрос

Почему белые потерпели поражение в Гражданской войне?

Слушает, обобщает

В чем были причины успеха красных?

Обсуждают ответ

-Многие генералы не скрывали своих

монархических убеждений.

- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма

-не решали аграрный вопрос и национальный

-Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными моральнополитическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма

-Моральное разложение армии.

Отвечают: 1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.

2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.

4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлека-тельной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть.

Слайд №6

Слайд №7

4

Ответ на главный вопрос урока: Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

Беседа с обучающимися.

Приводят свою точку зрения.

1

Заключительное слово учителя.

Да, Гражданская война - это трагические страницы в истории нашей страны. Это

величайшая народная трагедия, в которой нет ни победителей, ни побежденных. В чем её главный урок? Чему она способна научить потомков? Главный урок состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении важных проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов.

слушают

Домашнее задание

2

Написать эссе: Уроки гражданской войны.

Категория: История
16.10.2015 20:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!