СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
".Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего урока и найти в нем прелесть новизны."
В.А.Фабрикант
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием меняются: акцент переносится с усвоения формальных знаний на формирование "компетентности ученика"; происходит переориентация на личностно-ориентированный подход; сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, медиакабенетами, электронными ресурсами, доступом к интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе российской школы.
Цитата:"Есть три силы побуждающие ученика учиться."
Ни для кого не секрет, что изучение точных дисциплин в школе дается большинству учащихся тяжело, а поэтому трудно переоценить роль учителя в умении преподнести материал так, чтобы обучение было успешным и результативным.
Личностно-ориентированное обучение учащихся требует от учителя значительных целей: в первую очередь это его знания, профессиональный талант и увлеченность, но главное-это умение заинтересовать ученика с целью обучить, а обучая, научить применять приобретенные знания на практике.
И вот, когда двадцать пар глаз смотрят на тебя с неподдельным интересом, значит, наступил тот момент, когда ученик психологически готов к восприятию нового, даже очень трудного материала, только ради того, чтобы узнать, а что же будет дальше?
Существует много форм активизации познавательной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках. И одно из них является ведение проектной исследовательной деятельности учащихся.
В 2012 году учащиеся 10»б» класса успешно защитили свой проект «Нужны ли знания законов физики для достижения спортивных результатов?» Казалось бы, что общего между физикой и спортом? Однако, в ходе проведенных исследований учащиеся сумели доказать существование межпредметной связи физики с физической культурой!
Включение физики в качестве основного учебного предмета в школьной программе - очевидно, однако часто приходится слышать риторический вопрос: «Да зачем мне ваша физика нужна?»
Поэтому задача учителя физики состоит в том, чтобы обучить школьников фундаментальным физическим законам, но не ради получения хорошей оценки на уроке, а чтобы учащийся понял главное: зачем он все это изучал и какое практическое применение этого закона имеет место в окружающей жизни, в науке,в медицине и даже - в спорте!
Итак, идет демонстрация слайдов двух презентаций: учителя и ученика
Таким образом, трудно переоценить значение проектной деятельности, в основе которой лежит:
1. Развитие познавательных навыков учащихся;
2. Умение самостоятельно конструировать свои знания;
3. Ориентироваться в информационном пространстве;
4. Развитие критического и творческого мышления;
5. Умение увидеть, сформулировать и решить проблему;
6. Но главное - применять теоретические знания на практике
Разработка учебного проекта.
С чего же может начинаться разработка учебного проекта? Что может помочь учителю придумать учебное задание с привлечением различных областей знаний, чтобы школьники с интересом участвовали в процессе "извлечения уроков" из изучаемого материала?
Одним из решений может стать формулирование учителем основополагающих вопросов, ответы на которые невозможно ниоткуда списать, то есть это должен быть путь к пониманию сути вещей, процессов и явлений.
Сам основополагающий вопрос учитель формулирует для себя и может не сообщать его учащимся. Например: «проблема кислотных дождей на окружающую среду». А вот конкретные проблемы будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся, ну скажем, так: «влияние кислотных дождей на территории нашей местности». Таким образом, задача учителя - незаметно, методом вспомогательных вопросов подвести участников проекта к формулировке проблемы.
Чтобы достичь глубокого понимания сути дела, надо использовать неординарные и многослойные вопросы, отражающие богатство и сложность изучаемого предмета.
Именно такие вопросы называют основополагающими, так как они затрагивают ключевые идеи изучаемой дисциплины. Рассмотрим основные характеристики основополагающих вопросов:
1. Уходят вглубь учебной дисциплины. Их можно найти в наиболее важных и спорных проблемах в различных областях науки. а) арифметика была изобретена или открыта? б) всегда ли история субъективна?
2. Побуждают задавать другие важные вопросы.
Основополагающие вопросы обнажают новую тему, то есть с ее сложностями и загадками, побуждают учащихся к плодотворному, длительному исследованию, нежели ведут к немедленным ответам.
Постановка проблемных вопросов:
Однако, так как основополагающий вопрос может оказаться слишком широким и абстрактным для школьников, то необходимо поставить перед участниками проекта более конкретные вопросы, которые называются проблемными, цель которых: мотивировать обучение учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
В отличие от основных, проблемные вопросы являются более конкретными в отношении изучаемого предмета и таким образом, оказывают направляющее влияние на усвоение содержания конкретной учебной темы по программе или закрепление ранее изучаемого материала.
Рассмотрим основные характеристики проблемных вопросов:
1. Предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающие вопросы в рамках определенных тем и предметов школьной программы.
2. Намеренно провоцируют учащихся и поддерживают их интерес. Вопросы учебной темы включают приемы, которые активизируют мыслительный процесс. Они должны быть общими для вовлечения учащихся с разными интересами и способностями, и предлагают широкий спектр разнообразных ответов!
Вывод: важно отметить, что между основополагающими вопросами и вопросами учебной темы нет четкой разницы. Главное не в том, каким является вопрос, а в том - как сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, направить исследования и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло
В заключение отмечу, что в данной методической разработке учителя смогут найти полезные методические рекомендации, которые помогут сделать процесс обучения увлекательным. Все приведенные утверждения, используемые технологии обучения учебно-познавательного процесса современной школы в полной мере оправдывают себя. Сегодня учитель остается центрально фигурой в процессе обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность своим предметом - вот составляющие успеха в обучении учащихся.
Любая наука может и должна быть интересным и увлекательным процессом. Однако такой ее может сделать только тот учитель, который верит в привлекательность свое дисциплины и умеет убедить в этом своих учеников.
© 2015, Кузьмина Галина Юрьевна 591