СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учителям физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

".Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего урока и найти в нем прелесть новизны."

В.А.Фабрикант

Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием меняются: акцент переносится с усвоения формальных знаний на формирование "компетентности ученика"; происходит переориентация на личностно-ориентированный подход; сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, медиакабенетами, электронными ресурсами, доступом к интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе российской школы.

Цитата:"Есть три силы побуждающие ученика учиться."

Ни для кого не секрет, что изучение точных дисциплин в школе дается большинству учащихся тяжело, а поэтому трудно переоценить роль учителя в умении преподнести материал так, чтобы обучение было успешным и результативным.

Личностно-ориентированное обучение учащихся требует от учителя значительных целей: в первую очередь это его знания, профессиональный талант и увлеченность, но главное-это умение заинтересовать ученика с целью обучить, а обучая, научить применять приобретенные знания на практике.

И вот, когда двадцать пар глаз смотрят на тебя с неподдельным интересом, значит, наступил тот момент, когда ученик психологически готов к восприятию нового, даже очень трудного материала, только ради того, чтобы узнать, а что же будет дальше?

Существует много форм активизации познавательной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках. И одно из них является ведение проектной исследовательной деятельности учащихся.

В 2012 году учащиеся 10»б» класса успешно защитили свой проект «Нужны ли знания законов физики для достижения спортивных результатов?» Казалось бы, что общего между физикой и спортом? Однако, в ходе проведенных исследований учащиеся сумели доказать существование межпредметной связи физики с физической культурой!

Включение физики в качестве основного учебного предмета в школьной программе - очевидно, однако часто приходится слышать риторический вопрос: «Да зачем мне ваша физика нужна?»

Поэтому задача учителя физики состоит в том, чтобы обучить школьников фундаментальным физическим законам, но не ради получения хорошей оценки на уроке, а чтобы учащийся понял главное: зачем он все это изучал и какое практическое применение этого закона имеет место в окружающей жизни, в науке,в медицине и даже - в спорте!

Итак, идет демонстрация слайдов двух презентаций: учителя и ученика

Таким образом, трудно переоценить значение проектной деятельности, в основе которой лежит:

1. Развитие познавательных навыков учащихся;

2. Умение самостоятельно конструировать свои знания;

3. Ориентироваться в информационном пространстве;

4. Развитие критического и творческого мышления;

5. Умение увидеть, сформулировать и решить проблему;

6. Но главное - применять теоретические знания на практике

Разработка учебного проекта.

С чего же может начинаться разработка учебного проекта? Что может помочь учителю придумать учебное задание с привлечением различных областей знаний, чтобы школьники с интересом участвовали в процессе "извлечения уроков" из изучаемого материала?

Одним из решений может стать формулирование учителем основополагающих вопросов, ответы на которые невозможно ниоткуда списать, то есть это должен быть путь к пониманию сути вещей, процессов и явлений.

Сам основополагающий вопрос учитель формулирует для себя и может не сообщать его учащимся. Например: «проблема кислотных дождей на окружающую среду». А вот конкретные проблемы будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся, ну скажем, так: «влияние кислотных дождей на территории нашей местности». Таким образом, задача учителя - незаметно, методом вспомогательных вопросов подвести участников проекта к формулировке проблемы.

Чтобы достичь глубокого понимания сути дела, надо использовать неординарные и многослойные вопросы, отражающие богатство и сложность изучаемого предмета.

Именно такие вопросы называют основополагающими, так как они затрагивают ключевые идеи изучаемой дисциплины. Рассмотрим основные характеристики основополагающих вопросов:

1. Уходят вглубь учебной дисциплины. Их можно найти в наиболее важных и спорных проблемах в различных областях науки. а) арифметика была изобретена или открыта? б) всегда ли история субъективна?

2. Побуждают задавать другие важные вопросы.

Основополагающие вопросы обнажают новую тему, то есть с ее сложностями и загадками, побуждают учащихся к плодотворному, длительному исследованию, нежели ведут к немедленным ответам.

Постановка проблемных вопросов:

Однако, так как основополагающий вопрос может оказаться слишком широким и абстрактным для школьников, то необходимо поставить перед участниками проекта более конкретные вопросы, которые называются проблемными, цель которых: мотивировать обучение учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

В отличие от основных, проблемные вопросы являются более конкретными в отношении изучаемого предмета и таким образом, оказывают направляющее влияние на усвоение содержания конкретной учебной темы по программе или закрепление ранее изучаемого материала.

Рассмотрим основные характеристики проблемных вопросов:

1. Предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающие вопросы в рамках определенных тем и предметов школьной программы.

2. Намеренно провоцируют учащихся и поддерживают их интерес. Вопросы учебной темы включают приемы, которые активизируют мыслительный процесс. Они должны быть общими для вовлечения учащихся с разными интересами и способностями, и предлагают широкий спектр разнообразных ответов!

Вывод: важно отметить, что между основополагающими вопросами и вопросами учебной темы нет четкой разницы. Главное не в том, каким является вопрос, а в том - как сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, направить исследования и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло

В заключение отмечу, что в данной методической разработке учителя смогут найти полезные методические рекомендации, которые помогут сделать процесс обучения увлекательным. Все приведенные утверждения, используемые технологии обучения учебно-познавательного процесса современной школы в полной мере оправдывают себя. Сегодня учитель остается центрально фигурой в процессе обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность своим предметом - вот составляющие успеха в обучении учащихся.

Любая наука может и должна быть интересным и увлекательным процессом. Однако такой ее может сделать только тот учитель, который верит в привлекательность свое дисциплины и умеет убедить в этом своих учеников.

Категория: Физика
11.09.2015 13:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!