СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профессия Учителя, педагога, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней соединен многолетний опыт преемственности поколений. Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.
В меняющемся мире профессий, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, меняется только ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав.
Учитель играет значимую роль в системе трансформаций, происходящих в России в ХХI веке. Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных проблем на современном этапе развития российского образования. Он выступает в «роли хранителя, транслятора и генератора прогрессивных гуманистических ценностей, идеалов, позитивного образа мира и конструктивных способов взаимодействия человека с окружающей действительностью, самим собой, другими и своим будущим. Успешность выполнения данных функций зависит от субъектных свойств педагога. Структура субъектных факторов включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социальнопсихологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность, как уровень профессиональной психологической компетентности педагога. Анализ показывает, что структура профессиональной психологической компетентности включает в себя три уровня: теоретический, практический и личностный.
Ребенок рождается с базовым доверием к миру, с потребностями в любви и безопасности. Конструктивно или деструктивно будет взаимодействовать ребенок с этим миром, во многом зависят от уровня психологической компетентности значимого взрослого, в том числе и учителя.
Сегодня образование вышло на новый инновационный путь развития, требующих коренных изменений во всей системе педагогики, и социальный заказ нашего общества образовательным учреждениям усложнился. Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня, как во всем мире, так и в России. Новая школа - это не только все мировые тенденции и инновации (информатизация, интеграция, личностноориентированный подход и др.), это новые учителя - личности мыслящие, творческие, конкурентоспособные. «Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер». Современный педагог обязан быть Личностью, истинным гражданином, уметь проявлять свои профессиональные качества, находясь в непрерывном поиске новых идей и совершенствоваться вместе со своими учениками.
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог влияет на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этих влияний во многом зависит от свойств и качеств личности учителя. Компетентность, профессионализм, мастерство, эмоциональная доступность, успешность в профессии эти и многие другие понятия, касающиеся деятельности педагога широко исследуются в современной науке.
Педагогическая деятельность носит совместный характер. Учитель выступает субъектом профессиональной деятельности. Это ставит перед педагогом специфические задачи и предъявляет особые требования к уровню его профессиональной психологической компетентности. Выделяется много параметров, определяющих компетентность специалиста, работающего в образовании. Это глубокое знание своего дела, умение решать профессиональные проблемы, связанные с преподаванием, организация эффективного взаимодействия с участниками учебно-образовательного процесса и способность длительное время поддерживать желаемые взаимоотношения, организация своего дальнейшего профессионального развития. Профессионализм педагога заключается в высоком уровне развития профессионально важных качеств, умений, навыков, и наличия психологической компетентности как интегрального образования.
На протяжении ряда десятилетий в отечественной педагогике доминировал «зуновский» подход в образовательных системах. В настоящее время компетентностный подход все в большей степени претендует на роль концептуальной основы модернизации российского образования и вызван социальными преобразованиями, которые диктуют новые целевые установки в образовании: воспитание успешного компетентного человека, востребованного на рынке труда ХХI века.
© 2015, Атнагулова Римма Ринатовна 382