СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель поколения Alpha

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Учитель поколения Alpha»

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Поразительный простор для размышления открывает высказывание учительницы русского языка и литературы Светланы Ивановны с многолетним стажем работы: «Мне очень сложно с современными учениками. Мы говорим с ними на разных языках, даже мыслим совсем по-разному. То, что трогает, задевает, интересует меня, оставляет их совершенно равнодушными, а их пристрастия и увлечения чужды для меня…»

С каждым годом мир меняется, с ним меняются и дети. Поколение Альфа, которое включает в себя детей, родившихся после 2010 года, становится новым вызовом для родителей и учителей. Эти дети растут в эпоху быстрого развития технологий, они окружены смартфонами, планшетами и доступом к интернету с самого раннего детства. Все это неизбежно влияет на их поведение и способность к обучению.

Несмотря на все вызовы, поколение Альфа также предоставляет новые возможности. Они растут в цифровой эпохе, где технологии играют важную роль.

В каком учителе нуждается современное поколение?

Чтобы это выяснить, для начала нужно разобраться, каковы особенности детей поколения Альфа.

Одной из основных особенностей поколения Альфа является то, что они растут в семьях миллениалов – поколения, которое само было свидетелем быстрого развития технологий. Такие родители часто более открыты для использования современных технологий и активно внедряют их в повседневную жизнь своих детей.

Сейчас же им достаточно включить устройство и найти ответы на свои вопросы в интернете. Это приводит к тому, что поколение Альфа активно использует интернет в качестве источника информации и не представляет своей жизни без него.

Однако данные особенности также влекут за собой определенные изменения в поведении и обучении детей.

Например, из-за привычки потреблять короткую дозированную информацию у них слабо развита способность концентрироваться, долго удерживать внимание. В итоге дети очень быстро устают или перегорают, либо становятся гиперактивными.

Необходимо заметить, что раньше в пединститутах учили: младший школьник в состоянии удерживать внимание 15 минут. Как показывает опыт, нынешние дети - максимум 3-5 минут. Как посты в соцсетях или ролики в YouTube. Потом необходимо переключить внимание, затем к теме снова можно вернуться.

Чем проще и понятнее подан материал – тем лучше. При этом важен аудио- и визуальный контент – качественный, динамичный, залипательный, как сейчас говорят. Книжки с черно-белыми картинками или вообще без них для цифрового поколения оскорбительны.

Следует отметить, что с советских времен учитель – носитель знаний, ключевая фигура в обучении. Нынешние дети такого пиетета не испытывают, ведь гораздо больше знаний сейчас можно получить вне школы. Им нужен учитель – навигатор в мире знаний и возможностей. При этом педагог должен быть интересен так же, как блогеры, которых дети постоянно смотрят: со своими увлеченностями и фишками.

Рассмотрим несколько факторов, которые помогут учителю построить эффективную систему обучения для детей поколения Альфа:

1. Интеграция технологий. Дети поколения Альфа выросли в мире технологий, поэтому использование различных технических средств и приложений в учебном процессе поможет им лучше усваивать информацию. Онлайн-материалы, интерактивные задания, образовательные игры и другие цифровые инструменты могут сделать обучение более привлекательным и эффективным.

2. Коллаборативное обучение. Поколение Альфа имеет сильное желание взаимодействовать и сотрудничать со своими сверстниками. Поэтому организация групповых проектов и заданий, проведение дискуссий и совместного исследования способствует активному применению знаний, развитию коммуникативных навыков и расширению кругозора.

3. Контекстное обучение. Дети поколения Альфа стремятся понять и применить учебные знания в реальном мире. Поэтому важно учить материал, учитывая его приложение и применимость в повседневной жизни. Демонстрация практических примеров и задач, связанных с реальными ситуациями, помогает стимулировать интерес и активизировать обучение.

4. Геймификация обучения. Игры помогают детям активно включаться в обучение, развивать навыки, улучшать память и концентрацию. Когда ребёнок учится через игру, у него появляется мотивация выполнять задания и увлеченность образовательным процессом.

5. Развитие мягких (гибких) навыков. Важно уделять внимание развитию таких навыков, как критическое мышление, творческое мышление, коммуникация и сотрудничество. Эти навыки помогут детям успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире и стать готовыми к будущей работе.

«Когда нас устраивает диагноз «дети сегодня не те», когда мы романтизируем прошлое и виним в проблемах преподавания коллективное невежество нынешнего поколения, мы делаем только хуже», - считает преподаватель средней школы Дженнифер Гонсалес. Такая ностальгия, по моему мнению, разрушительна.

Невольно напрашивается вывод, когда учитель живёт прошлым, когда не любит свою профессию, когда вспоминает только былые заслуги, страдают все. И ученики, и учитель. Мы должны перестать воспроизводить прошлое – вместо этого нам стоит, не забывая лучших обычаев былых эпох, попытаться самим создать новые традиции – наше будущее.

04.03.2024 00:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!