СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Модуль №1. Бессоюзное сложное предложение (БСП)
Часы |
Содержание уроков модуля |
Время |
|
Вводная часть |
1урок |
|
5 мин 15мин 20мин 5мин |
Диалогическая часть |
2 урок |
1. Определение целей и задачи. Усвоение материала 2. Урок взаимного обучения 3. Словарный диктант 4. Подведение итогов |
3мин 30мин 7мин 5мин |
3 урок |
1. Развивающая игра «Найди свою половинку» Работа в парах. Цель игры: из двух простых предложений составить БСП 2. Уровневые задания 3. Итог. Домашнее задания |
20мин 20мин 5мин |
|
4урок |
|
20мин 20мин 5мин |
|
Итоговая часть |
5 урок |
1. Тест 2. Диктант |
15мин 30мин |
6 урок |
1. Работа над ошибками 2. Урок зачет 3. Подведение итога |
15мин 20мин 10мин |
Цели:
Что должен знать: Разбираться в структуре БСП
Что должен усвоить: Различать БСП от сложных предложений
Литература: 1. Методическое руководство (9 кл)
2. Сборник диктантов (9 кл)
3. Учебник для (9 кл)
Литература для учащихся:
Ключевые слова урока: ССП, СПП, БСП, бессоюзные предложения, главные предложения, придаточные предложения.
Урок № 1 Вводная часть модуля
Тема: Бессоюзное сложное предложение. БСП
Цель:
А) Основные способы соединения простых предложении в сложные бессоюзные.
Б) Знаки препинания в БСП.
3. Сравнение сложных союзных с БСП.
4. Строение БСП.
1. Взошло солнышко, все вокруг ожило ( последовательность)
2. Лес молчит, в полях идет снег ( одновременность)
3. Молвит слово – соловей поет ( сопоставление)
4. Сделал дело – гуляй смело (условие)
5. Прошел дождь – на поляне появилась радуга.
6. Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. (причинно-
следственные)
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. БСП
Знаки |
Значение |
Как проверить |
Запятая, точка с запятой |
Одновременность, последовательность |
Союзом И |
Тире |
А) противопоставление; Б) первое предложение имеет значение времени или условия; В) во втором предложении указывается следствие |
Союзом А, НО Союзами КОГДА, ЕСЛИ Союзом ТАК ЧТО |
Двоеточие |
А) во втором предложении называется причина; Б) второе предложение поясняет первое В) второе предложение дополняет первое |
Союзами ПОТОМ, ТАК КАК Союзами А, ИМЕННО, ТО ЕСТЬ Союзом ЧТО |
Вывод:
Урок № 2. Диалогическая часть.
Определение цели и задачи урока:
Ребята, сегодня мы продолжаем тему БСП и на этом уроке закрепим знания в процессе взаимного обучения.
Цель: усвоение материала
Ход урока:
Задания I варианта
|
Задания II варианта
|
После подготовки ученик (1-й вариант) начинает объяснять своему напарнику то, что было им усвоено, используя свой конспект, т.е. выступая в роли «учителя», «ученик» слушает (2-й вариант)
II. Роли меняются
III.Осуществляется взаимопроверка. Учащиеся делают выводы: БСП - сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства их связи – содержание и интонация. ( отвечающим даются жетоны разного вида: красный, зеленый, синий).
3урок. Диалогическая часть.
Цели: Развитие творческой деятельности учащихся. Научить делать выводы по теме.
Учить терпеливости, уважать и ценить мнение товарищей.
Учитель: мы сегодня для того, чтобы закрепить изученный материал сыграем в игру «Найди свою половинку»
Цель игры: из двух простых предложений составить БСП
Правило игры
Разноуровневые задания.
Цель: закрепление темы
На столах перед каждым учеником лежат листы с вопросами трех уровней. Учащиеся выбирают задания в зависимости от уровня подготовки.
III уровень
Посмотрит-рублем подарит. Пили чай; гостей было много; разговор был общий. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда.
Восходит солнце ясное блестит в траве роса цветут вокруг прекрасные мои поля мои леса. Дорога была опасная над нашими головами висели груды снега.
II уровень
Золотые стрелы света летели неустанно непрерывно падали на донышко лесного ведра. Прошел еще день гусар совсем оправился. Ночь уже ложилась на горы туман начинал бродить по ущельям. Маша окуталась шалью надела теплый капот взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Дорога бежала навстречу ветви больно хлестали Морозку по лицу. Двое жандармов взяли Николая под руки грубо повели его в кухню.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
1.[ ] – [ ]- противопоставление (союзы а,но) |
1. Он пьет- все пьют и все кричат |
2. [указывает на время, условие] – [ ] |
2.Сбил,сколотил – вот колесо |
3. [ ]- [указывает на вывод] |
3. Оглянулся назад – одни спицы лежат |
4.[ ]-[быстрая смена событий] |
4. Посмотрит – рублем подарит |
5.[ ]-[сравнение: словно, будто] |
5. На стене ни одного образа – дурной знак |
6. [ ]-[это так,такой,таков] |
6. Злой плачет от зависти – добрый от |
радости |
Ключ к заданию: 1-6,2-3,3-1,4-2,5-4,6-5
I уровень
1. Напишите небольшое сочинение об охране природы: составить план сочинения; использовать БСП.
После выполнения задании те, кто выбрал задания II и III уровня, отвечают друг другу, затем получив образцы ответов, сопоставляют ответы с ответами одноклассников. Выставляют друг другу отметки по пятибалльной шкале. Для этого даются листы, куда проставляются оценки.
Итог: Итак, на какую тему мы говорили, что обсуждали
Д/з: работа над текстом «Наурыз» параграф 21-24
3 урок. Диалогическая часть.
Цели: закрепление темы; развитие творческой деятельности учащихся; научить делать выводы по теме. Учить терпеливости, уважать и ценить мнение товарищей.
Учитель: мы сегодня для того, чтобы закрепить изученный материал сыграем в игру «Найди свою половинку»
Цель игры: из двух простых предложений составить БСП.
Правило игры: заранее готовятся карточки. На одной- часть предложения. Ученики выбирают карточки любого цвета (каждый-одну), затем ищут по цвету своего партнера, садятся вместе и делают синтаксический разбор предложения; составляют схему предложения, определяют значение интонации.
I.Жжет солнце, слепит пыль глаза.
1и2
Это БСП, состоит из двух простых предложений
II. Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми.
1и2
Это БСП состоит из двух простых предложений
ІІІ. Любите книгу: она поможет разобраться в путанице мыслей.
1и2
Это БСП состоит из двух простых предложений
ІV. Есть желание учиться- будет желание и время созидать
1и2
Это БСП состоит из двух простых предложений
V. Дед оказался прав- к вечеру пришла гроза.
1и2
Это БСП состоит из двух простых предложений
Урок №4 Диалоговая часть
Цели:
1.Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме БСП.
2.Научить учащихся доказывать свой точки зрения своими примерами
3.Учить трудолюбию.
Игра «Мы переводчики»
Цель игры: Проверка знаний учащихся, Выявить лучшего переводчиков, знатоков языка.
Перевести на казахский язык. При переводе используйте сложные предложения.
1.Лес молчит, в полях идет снег (Орм)
2.Сделал дело- гуляй смело. ()
3.Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним цветом, точно улыбкой. ()
4.()
Работа в парах. Учащиеся переводят предложения. Затем записывают в тетради.
Взаимный диктант
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся; проверка знаний учащихся.
Учащиеся распределены на 3 группы по 4 человека. Каждому дается карточка с текстом (диктант). Карточки пронумерованы (1.2.3.4). Учащиеся садятся парами:
1 |
2 |
3 |
4 |
Диктуют друг другу свои тексты (из учебника «Сборник диктантов»),затем проверяют.
Потом меняются. В ходе игры можно производить смены состава пар.
Урок №5.Итоговая часть
Тестирование
Цель:Закрепить знания по пройденным темам.
Тест
1-й вариант
Тест с дополнениями
І.Вместо точек поставьте нужные знаки препинания
А) Хлеб питает тело … книга питает разум (-)
Б) Гроза разразилась … дождь осветил томящуюся земля (,)
В) Я тебя понимаю … ты не хочешь меня понять (-)
ІІ.Дополни предложения таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие, тире или запятую
А)Тимур не пришел на занятия.
Б) Сегодня в школу все ученники пришли в форме.
В) Ребята из нашей школы тренировались каждый день
ІІІ. Выборочный тест.
Выберите правильный ответ. Двоеточие ставится между частями, входящими в БСП в следующих случаях:
А)Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом Б)Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого В) Если части бессоюзного предложения более распространены.
ІV. Запятая ставится в БСП в следующих случаях:
А) во втором предложении указывается следствие Б) значение противопоставления В) значение одновременности или последовательности
V.Соедините линиями в правильном порядке.
А) БСП со значением одновременности Если желание учиться - будет
желание созидать
Б) БСП со значением последовательности В глазах потемнело, голова
закружилась
В) Часть одного предложения указывает на условие Поезд ушел, его огни исчезли
VІ. Заполните схему предложения
VІІ. Выберите правильный ответ. Тире ставится между частями, входящими в БСП в следующих случаях:
А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом
Б) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого
В) Если части бессоюзного предложения более распространены
VІІІ.Вместо точек поставьте нужные знаки препинания:
А) Дерево дорого плодами… человек делами. (-)
Б) Будет жарко… на небе много звезд.(:)
В) Весна началась… перелетные птицы заторопились домой.(,)
ІХ. Докончи предложение.
А) Части БСП соединяются только_____________________ Б) Различная интонация передается на письме_________________ В) БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться
__________________________________
© 2015, Шалабаева Куралай Бердибаевна 5868