СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветомузыка от композитора будущего А. Н. Скрябина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Николаевич Скрябин – это один из величайших композиторов своей эпохи, который опередил её своими новаторскими философскими высказываниями и смелыми идеями. Человек с тончайшим ощущением прекрасного, идеи которого получили широкое развитие у последующих поколений.

Биографическая справка

Родился Александр Скрябин в 1871 году в семье дипломата, его мать была пианисткой. Но не она воспитала в сыне любовь к музыке: когда мальчику исполнился всего один год, мама заболела и умерла от чахотки. Воспитание взяли на себя родственники отца. Первым музыкальным учителем Александра можно назвать тётю Любовь Александровну.

Шуринька, как ласково его звали родственники, уже в пять лет научился играть на фортепиано и развлекал своей игрой всё семейство и особенно отца по возвращении из командировок – ему приходилось часто и надолго уезжать в зарубежные дипмиссии.

С отцом на протяжении всей жизни у Александра сложились близкие отношения, которые особенно тепло отразились в их переписке. В детстве виделись они довольно редко, но позднее Александр всегда, при всякой возможности, старался навещать отца, где бы тот не проходил свою службу.

В 10 лет мальчика отдали в корпус кадетов, где ему старались привить знания и дисциплину, но в то же время у него была возможность продолжать занятия и на фортепиано.

Позже он поступает в консерваторию и оканчивает её как пианист. Целенаправленно готовя себя к карьере музыканта, он постоянно репетирует и упражняется в исполнении очень сложных вещей, что неожиданно приводит к перетренированности руки. Именно это и могло послужить толчком к тому, чтобы он занялся изучением композиции и сочинительством.

Этапы становления композитора

На ранних этапах творчества он работает над малыми формами, такими как этюды, ноктюрны и другие. Его ранние работы пронизаны лёгкостью и некоей воздушностью. Чего только стоит его ранняя работа «Прелюдия H dur», в которой слышится и буквально на физическом уровне ощущается ясный день и лёгкий ветерок. Это произведение пронизано чистотой и гармонией.

Зрелый период его творчества приходится на начало ХХ века. Появляются новые открытия в различных областях знаний, возникает интерес к новым философским течениям, оккультизму и спиритизму. Все эти идеи очень увлекли его, оставив свой отпечаток на дальнейшей работе.

Александр Николаевич начинает считать главной действующей силой творческий поиск. Он считает: если грамотно сочетать звуки, цвета, а возможно, и запахи, то это может стать примером действительно великого произведения.

В это же время появляются произведения, пропитанные эмоциональностью, экспрессивностью: «Симфония № 3», «Поэма экстаза». В этих произведениях можно услышать появление новых ритмов, гармоний и форм.

В последнем периоде жизни его философские воззрения очень сильно влияют на творчество. Он пытается соединить музыку и свет в своём масштабном произведении «Прометей».

Ещё более грандиозной задумкой могла бы стать «Мистерия» – уникальное представление, в котором должны были соединиться все жанры искусства (поэзия, архитектурные формы, музыкальные партии и световые эффекты).

20.01.2022 18:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!