СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны и евреи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во второй половине 19 – начале 20 вв. численность евреев в Царстве Польском увеличивалась (несмотря на все усиливавшуюся эмиграцию, главным образом в США). В 1908 г. численность евреев составляла 1 716 064 человек (14,88% всего населения). Продолжалась стремительная урбанизация: в 1910 г. в городах проживало 1 134 226 евреев; в Лодзи в 1856 г. — 27 750 евреев (12,2% нас.), а в 1910 г. — 166 628 (40,7%); в Варшаве в 1856 г. — 44 тыс. евреев (24,3% нас.), а в 1897 г. — 219 тыс. (33,9%).

В этот период евреи продолжали играть заметную роль в банковском деле, во внутренней и внешней торговле (в основном хлебом и мясом), в промышленности. В конце 19 в. в Варшаве из 26 крупных частных банков евреям (в том числе крещеным) принадлежало 18. Крупнейшими банкирами и предпринимателями Польши были И. Блиох и Л. Кроненберг (1812–78). Еврейские предприниматели много сделали для развития текстильной промышленности, открыв ряд фабрик в Варшаве, Лодзи и т. д., и способствовали выходу их продукции на русский рынок. В открытии русского рынка для польских товаров участвовали и евреи, высланные из Москвы в 1891–92 гг.

В 1897 г. из трудоспособного еврейского населения Царства Польского в торговле было занято 42,6%, в промышленности и ремеслах — 34%; в 1909 г. — 39% в торговле, 35% в промышленности и ремеслах. Положение большинства торговцев было тяжелым. Многие из них разорялись как из-за невозможности выдержать конкуренцию с крупными торговыми и промышленными фирмами, так и из-за антисемитской экономической политики поляков. Во второй половине 19 в. начался стремительный рост польского среднего класса. Польские торговцы вытесняли евреев из хозяйственной жизни. В 1862 г. в Варшаве из каждых 100 работающих евреев 72 занимались торговлей, а в 1897 г. их число сократилось до 62, в то время как среди нееврейского населения Варшавы в эти же годы на каждых 100 человек приходилось соответственно 30 и 40 торговцев. Процесс вытеснения евреев был искусственно ускорен в конце 19 в., когда началась активная кампания полонизации экономики. Польская пресса выдвинула лозунг «Покупайте только у христиан! Не покупайте у евреев!». Под покровительством польских земельных магнатов и католической церкви в Польше стало развиваться кооперативное движение, причем многие кооперативы создавались специально для вытеснения евреев из торговли сельскохозяйственными продуктами. Кампания бойкота (см. Бойкот антиеврейский) еврейских магазинов достигла своего пика в 1912 г., после выборов в 3-ю Государственную думу.

В этот период в Польше сформировался небольшой по численности еврейский пролетариат. По неполным данным Еврейского колонизационного общества (ЕКО), в конце 19 в. в Царстве Польском насчитывалось 12 380 фабричных рабочих. В основном они работали на небольших предприятиях текстильной промышленности. В 1919 г. в Польше проживало 119 тыс. евреев-ремесленников, из них большинство (около 70 тыс.) — в пяти губерниях Западной Польши. Наиболее крупной отраслью ремесленного производства являлось портняжное дело, в котором было занято около 35 тыс. евреев. Жизненный уровень ремесленников был низок, многие не могли прокормить себя и свою семью. Ремесленники составляли основной контингент эмигрантов из Царства Польского, они уезжали, в том числе и в Россию, где положение евреев было не лучше. Процент евреев, занимавшихся сельским хозяйством, был незначительным (в 1897 г. только 2,3%), даже ниже, чем в русских губерниях черты оседлости. Однако земельные площади, находившиеся во владении евреев, выросли с 50 тыс. моргов (морг = 0,56 га) в 1862 г. до 500 тыс. в 1885 г.

После подавления восстания 1863–64 гг. и до начала 1880-х гг. антисемитизм в польском обществе был непопулярен. Среди евреев увеличивалось число «поляков Моисеева закона», преданных всему польскому; многие из них приняли крещение. В середине 1870-х гг. Я. Еленский выпустил книгу «Евреи, немцы и мы», главная идея которой — «полонизация торговли и промышленности». Он призывал поляков завладевать теми отраслями хозяйства, которые находятся в руках «чуждых общественных групп»: немцев и евреев. Я. Еленский видел в еврейской буржуазии элемент, не несущий никаких обязанностей по отношению к Польше, а еврейскую массу укорял за ее невежество, паразитизм и враждебное отношение к польской культуре; единственной группой еврейского населения, полезной для Польши, он считал ассимилированную интеллигенцию. Книга Я. Еленского вызвала отпор как со стороны евреев, так и со стороны поляков. Однако в 1883 г. под редакцией Я. Еленского стал выходить еженедельник «Роля», на страницах которого велась еще более грубая антисемитская пропаганда; взгляды его авторов стали находить отклик в польском обществе. В декабре 1881 г. в Варшаве произошел погром, спровоцированный российскими властями. Усилению антисемитизма способствовал приезд в Польшу большого числа польских евреев, изгнанных из Москвы и других городов России. Поляки обвиняли их в захвате польских предприятий и в том, что они, чуждые всему польскому, помогают русским властям проводить русификацию Польши, насаждая в стране русскую прессу, литературу, язык. Создание в 1897 г. Национал-демократической партии дало антисемитскому движению новый толчок. Эта партия заявила в своей программе, что она поведет непримиримую борьбу со всеми евреями, поддерживающими чужой язык, культуру или «враждебные нам элементы», и будет сотрудничать только с теми евреями, которые примыкают к национал-демократам (уточнялось, что таких очень мало).

В начале 20 в. антисемитские настроения усилились. В 1906 г. произошли погромы в Белостоке и Седльце. Национал-демократы проводили избирательные кампании по выборам в Государственную думу с использованием грубой антисемитской пропаганды и иногда с насильственными эксцессами против еврейских и польских сторонников прогрессивного блока. В результате во все четыре Государственной думы, кроме двух выкрестов, прошедших по спискам национальных демократов, не был избран ни один еврей. Страсти особенно накалились во время и после выборов в 4-ю Государственную думу. Евреи составляли большинство выборщиков в Варшаве; чтобы не ухудшать и без того плохие польско-еврейские отношения, они обещали, что не выставят своего кандидата и проголосуют за кандидата национал-демократов, при условии, что он не будет антисемитом. Но национал-демократы выставили своим кандидатом известного антисемита Я. Кухаржевского; в ответ на это еврейские избиратели проголосовали за социалиста Е. Ягелло, который и был избран. Антисемитская кампания охватила всю Польшу; «бейлисов» (так в Польше стали звать евреев; см. М. Бейлис) травили в прессе и на улицах, проводился их экономический бойкот, происходили поджоги еврейских домов в деревнях и местечках. Кампания под лозунгом «Не может быть двух наций над Вислой» продолжалась и после начала Первой мировой войны.

Рост антисемитизма среди широких слоев польского общества способствовал зарождению в Польше еврейского национального движения. В 1880–90-х гг. здесь действовали группы Ховевей Цион; с 1897 г. начало развиваться сионистское движение (см. Сионизм). В начале 20 в. во многих городах Польши были созданы ячейки Бунда, По‘алей Цион, Социалистической еврейской рабочей партии. Их деятельность активизировалась в годы русской революции 1905–1907 гг. Евреи приняли активное участие в польском социалистическом движении, как в Польской социалистической партии, так и в более левой Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы.

Первая мировая война. Независимая Польша.

Первая мировая война принесла евреям Польши новые бедствия. Сотни тысяч из них были мобилизованы в русскую, немецкую или австрийскую армии, многие погибли на поле боя. В районе боевых действий солдаты и офицеры русской армии издевались над евреями, избивали их. Русское командование под руководством начальника Генштаба, генерала Н. Янушкевича (перешедший в православие поляк), систематически распространяло клеветническую информацию о «еврейском шпионаже и измене». Это дало ему возможность осуществить насильственное изгнание сотен тысяч евреев из прифронтовой полосы. Особенно жестоко эта политика осуществлялась в 1914–15 гг. в оккупированных русскими войсками районах Галиции. Несмотря на то, что некоторое число евреев присоединилось к польским легионам Ю. Пилсудского, воевавшим в составе австрийской армии против России, поляки упрекали евреев в равнодушии к польским национальным интересам и стремились устранить их из всех автономных учреждений, созданных с разрешения немцев в оккупированных немецкими войсками районах русской Польши. Военные действия и немецкая оккупация привели к разрыву всех экономических связей с Россией, разрушили экономику Царства Польского. Десятки тысяч евреев остались без средств к существованию. Еврейские общины создавали благотворительные учреждения для помощи беженцам и безработным. В ноябре 1918 г. было создано независимое Польское государство во главе с Ю. Пилсудским. Создание независимой Польши и определение ее границ сопровождалось вооруженной борьбой между поляками и литовцами в Вильно (см. Вильнюс), поляками и большевиками на Украине и в Белоруссии. Поляки неоднократно обвиняли евреев в поддержке их противников, в «антипольских», «пробольшевистских» и даже «проукраинских» настроениях. Польские солдаты часто избивали евреев на дорогах и устраивали погромы. Жестоким антисемитизмом отличалась армия И. Галлера, созданная в 1918 г. во Франции из польских эмигрантов и переброшенная весной 1919 г. в Польшу. Наиболее кровавый характер носили погромы, устроенные польскими войсками в ноябре 1918 г. во Львове (70 убитых) и в апреле 1919 г. в Вильно (80 убитых).

В сентябре 1918 г. И. Гринбаум организовал в Варшаве Временный национальный совет, который боролся за предоставление евреям национальных и политических прав. Польские евреи активно действовали в Комитете еврейских делегаций. Польша подписала выработанный на Парижской мирной конференции (1919) договор о правах национальных меньшинств (см. Национальных меньшинств права). Согласно договору и конституции Польши 1921 г., евреям была гарантирована национальная школа, пользующаяся поддержкой государства; суббота признавалась выходным днем для всего еврейского населения страны; официально запрещалась любая дискриминация по религиозным, расовым или национальным признакам; провозглашалось, что все народы, живущие в Польше, могут следовать своим национальным традициям. Но объявленная широкая автономия еврейских общин и официальный статус польских евреев резко отличались от их реального положения. Еще во время подготовки конституции 1921 г. представители еврейских партий выдвигали требования, чтобы новое государство носило многонациональный характер. Польские политические деятели решительно отклонили это требование; конституция провозглашала, что новое государство является однонациональным. Несмотря на то, что в соответствии с конституцией все постоянные жители польских территорий, включая и евреев, становились польскими гражданами, некоторые статьи нового законодательства допускали определенные ограничения их прав. Многие евреи окончательно стали польскими гражданами только после прихода к власти Ю. Пилсудского в 1926 г.

Другой антиеврейской мерой было решение высшей польской судебной инстанции сохранить в силе законы, принятые до провозглашения независимости Польши, если они не были аннулированы специальными актами польского парламента. В результате местные власти часто использовали против евреев дискриминационные законы, действовавшие в Царстве Польском. Начиная с 1923 г., негласно существовала процентная норма в средних и высших учебных заведениях. Число еврейских студентов и школьников старших классов все время уменьшалось и к концу 1930-х гг. составляло лишь 12%. Дискриминация евреев приняла издевательские формы: например, в последних рядах университетских аудиторий устанавливались так называемые еврейские скамьи. Несмотря на статьи польской конституции и постановления Парижской мирной конференции (1919), гарантировавшие поддержку национальным школам, еврейские школы, за исключением нескольких начальных, не получали никакой помощи от государства. Правительство ограничивало прием евреев на работу в государственном секторе. Очень небольшое число евреев-учителей работало в государственных школах; в Варшавском университете в 1920–30 гг. было всего два еврея-профессора. Введение государственной монополии на железные дороги и на производство табачных изделий лишило работы многих еврейских рабочих и служащих. Еврейские партии вели борьбу против ущемления гражданских прав евреев, против дискриминации, игнорирования национальных требований и экономического давления.

Левые сионисты во главе с И. Гринбаумом сыграли большую роль в создании в 1922 г. блока национальных меньшинств для борьбы за обеспечение их прав, в который вошли еврейские, немецкие, украинские и белорусские депутаты парламента Польши. Неудача блока в этой борьбе вызвала разочарование среди евреев в левых сионистских партиях и привела к усилению партии общих сионистов и связанной с ней Мизрахи. В 1922 г. от этих партий прошло в сейм 28 делегатов из 46, избранных по спискам всех еврейских партий. Общие сионисты возглавили в сейме еврейский клуб — Коло. В 1925 г. его лидеры Л. Райх (1879–1929) и И. Тон вели переговоры с премьер-министром В. Грабским. Переговоры закончились подписанием 4 июля 1925 г. официального соглашения — Угоды (из 42 его параграфов правительство разрешило опубликовать лишь 12). В обмен на поддержку еврейских депутатов сейма правительство обещало провести ряд реформ: расширить полномочия еврейских общин, оказать финансовую помощь еврейским школам, предоставить евреям право на широкое пользование языком идиш и ивритом, разрешить создание религиозных объединений для солдат и учеников государственных школ. В неопубликованных параграфах шла речь о признании субботы нерабочим днем, о ликвидации процентной нормы в средних и высших учебных заведениях, о запрещении дискриминации при предоставлении кредитов и взимании налогов. Представители левых еврейских партий во главе с И. Гринбаумом подвергли Угоду резкой критике, принципиально выступая против любых соглашений с антисемитами. В то же время польские антисемитски настроенные партии осуждали правительство за «снисходительность» к еврейским требованиям. Отставка правительства В. Грабского в ноябре 1925 г. и приход к власти Ю. Пилсудского путем военного переворота в мае 1926 г. аннулировали Угоду. Вместе с тем, предложение премьер-министра К. Бартеля отменить ограничения для евреев в области экономики, культуры, религии не было осуществлено.

В 1931 г. режим Ю. Пилсудского аннулировал дискриминирующие евреев законы, принятые еще в царской России. Стремясь сократить численность еврейского населения Польши, правительство установило связи с сионистскими организациями, в первую очередь с сионистами-ревизионистами. Власти облегчили эмиграцию из Польши в Эрец-Исраэль, в том числе лицам, не имевшим въездных сертификатов, проводили военное обучение бойцов Иргун цваи леумми, отправляли в Палестину оружие для еврейских боевых организаций, а также старались повлиять на английские власти, чтобы те разрешили более широкую еврейскую иммиграцию в Палестину.

В 1930-х гг. резко ухудшившееся экономическое положение польского еврейства и усиление антисемитизма привели к серьезным переменам в политической жизни евреев Польши. Упала популярность партий (общих сионистов, Мизрахи, Агуддат Исраэль), пытавшихся добиться улучшений для евреев путем соглашения с властями. Возросла популярность Бунда благодаря его бескомпромиссной борьбе за защиту еврейских интересов. На муниципальных выборах 1938–39 гг. Бунд получил 38% всех еврейских голосов. В сионистском лагере усилились социалистически-халуцианские движения: hа-Шомер hа-ца‘ир, Хе-Халуц. В то же время все большее число голосов завоевывали сторонники В. Жаботинского — сионисты-ревизионисты и Бетар. На выборах на 18-й Сионистский конгресс в 1933 г. в центральной Польше сионисты-социалисты получили 38 мандатов, сионисты-ревизионисты — 20, а общие сионисты — лишь 12.

В 1930 г. численность еврейского населения Польши составила 2,9 млн. человек, на 1 сентября 1939 г. — 3,3 млн. В межвоенный период произошло сокращение темпов естественного прироста еврейского населения. Если число поляков-католиков в межвоенный период возросло на 13,1%, то евреев — только на 9,5%. На сокращение роста численности еврейского населения влияла также эмиграция из Польши. После введения в США иммиграционных ограничений (1921, 1924) польские евреи стали репатриироваться в Эрец-Исраэль. В 1924–28 гг. (период так называемой четвертой алии) прибыло свыше 62 тыс. человек, в подавляющем большинстве польские евреи; с пятой алией (1929–39) в рамках легальной иммиграционной квоты репатриировались 12 тыс. польских евреев (среди них Ш. Перес и И. Шамир), и тысячи приехали из Польши путем иммиграции «нелегальной».

В межвоенный период произошли большие изменения в социально-экономической структуре еврейского населения Польши. Политика государственного регулирования, последовательно проводившаяся властями Польши после переворота Ю. Пилсудского, вызвала резкое снижение жизненного уровня и социального статуса широких масс еврейского населения Польши. Налоговая политика государства, направленная на активную поддержку польских кооперативов и коммерсантов, разоряла еврейских торговцев и ремесленников. Например, в Белостокском воеводстве в 1932 г. евреям принадлежало 663 магазина, а в 1937 г. — 563; за то же время число магазинов, принадлежащих полякам, увеличилось с 58 до 310. Эта политика привела к увеличению числа рабочих среди еврейского населения Польши. Еврейская молодежь не могла получить высшее и часто среднее образование из-за негласно существовавшей процентной нормы, но даже тех, кому удавалось закончить учебные заведения, не брали на работу ни в какие государственные учреждения, и они становились рабочими. Евреи-рабочие подвергались экономическому бойкоту не только со стороны государственных и муниципальных учреждений, но и со стороны большей части предпринимателей. Польские социалисты и некоторые еврейские фабриканты, на предприятиях которых в основном работали поляки, поддерживали этот бойкот. В деревне деятельность христианских закупочных кооперативов под покровительством властей совершенно разорила еврейских посредников. Во второй половине 1930-х гг. экономический бойкот еврейских рабочих, торговцев и интеллигентов усилился.

Несмотря на антисемитскую политику польских властей и экономическое подавление польского еврейства, общественная и культурная жизнь евреев Польши находилась на подъеме. Во всех городах и в большинстве местечек действовали отделения существовавших в стране еврейских партий и движений — от ультрарелигиозных до радикально-социалистических. Еврейская община, получившая после окончания Первой мировой войны широкую автономию, переживала расцвет, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся различными польскими правительствами попытки ограничить сферу ее деятельности. В ответ на процентную норму была создана автономная система еврейского образования — от детских садов до высшего учебного заведения. Особенно высоким уровнем обучения отличались система средних школ с преподаванием на иврите «Тарбут» (первая школа основана в 1917 г. в Белостокском воеводстве, а в 1937–38 гг. в Польше насчитывалось 267 таких школ с 42 976 учащихся) и религиозные школы для девочек «Бейт-Яков». 19 февраля 1928 г. было открыто первое высшее учебное заведение польских евреев — Институт еврейских исследований в Варшаве, который одновременно был научно-исследовательским центром по истории евреев Польши. Институт готовил раввинов и преподавателей для средних еврейских школ. Невзирая на дискриминацию ученых-евреев, в высших учебных заведениях Польши работало 11 еврейских профессоров и доцентов. Профессора М. Шор и М. Балабан преподавали в Варшавском университете; историк Н. Аскенази (1866–1935) — во Львовском университете (в 1920–23 гг. он был представителем Польши в Лиге Наций).

Период между двумя мировыми войнами был временем бурного развития еврейской прессы в Польше. Издавалось более 200 еврейских газет и журналов, большинство из них существовало до начала немецкой оккупации. Польша была крупнейшим центром еврейской культуры на идиш: выходили газеты, функционировали многочисленные театры, действовали издательства (см. Книгопечатание), выпускались кинофильмы. В Польше жили многие выдающиеся писатели и поэты: И. Башевис-Зингер, И. И. Зингер, О. Варшавский, Э. Кагановский, А. Кацизне, Б. Геллер, И. Перле, И. Штерн, Мирьям Улиновер-Ульяновер и многие другие. В Лодзи в 1918–23 гг. существовало художественно-литературное объединение «Молодой идиш», организовавшее две художественные выставки и выпускавшее журнал. Евреи внесли значительный вклад и в польскую литературу (Б. Лесьмян, С. Лец, Ю. Тувим, Б. Шульц, Я. Корчак и другие).

Во второй половине 1930-х гг. правительство Польши проводило все новые антиеврейские мероприятия. Антисемитизм господствовал в различных кругах польского общества, особенно среди студенческой молодежи, многие представители которой вступили в антисемитскую организацию Национально-радикальный лагерь, созданную в апреле 1934 г., после выхода многих антисемитов из Национал-демократической партии. Эта организация требовала ассимиляции славянских меньшинств в Польше и изгнания евреев из страны. Подобно нацистам, ее члены избивали еврейских студентов, осуществляли террористические акты против евреев и еврейских учреждений. В июне 1934 г. организация была запрещена, но продолжала действовать подпольно. В 1934–39 гг. многие евреи Польши стали жертвами нападений антисемитов.

28–29 октября 1938 г. нацистские власти насильно изгнали из Германии в район польско-немецкой границы 17 тыс. евреев, имевших польское гражданство. Из-за отказа польских властей принять их изгнанные оказались в бедственном положении. Пытаясь привлечь внимание мировой общественности к гонениям на евреев, юноша Г. Гриншпан (чьи родители были в числе изгнанных) 7 ноября 1938 г. убил в Париже немецкого дипломата, что послужило поводом для «Хрустальной ночи». В результате этих событий польские власти согласились принять большинство изгнанных евреев; лишь около 1,7 тыс. человек были вынуждены вернуться в Германию. 8 мая 1939 г. из Германии было изгнано в Польшу еще десять тысяч евреев.

Категория: Всем учителям
28.02.2017 23:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!