СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг креативности (творчества)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг креативности (творчества)

Тренинг построен на использовании методов Арт-терапии и Сказкотерапии.

Цели тренинга: активизация собственного творческого потенциала, обучение методам преодоления психологической инерции в мышлении и поведении. Подростки тренируют умение генерировать идеи и аргументировать свои позиции. Дать понятие Креативности. Способствовать детской самореализации

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность (творчество), каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.

Ход тренинга.

Игра «Имя - качество»

Инструкция: "Начнем нашу работу с игры: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.

Игра -ассоциация

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч)- апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".

Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". "оранжевый", «круглый»

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

- Современный мир меняется стремительно… И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху.

Главных проявлений креативности два:

1. Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.

2. Возможность создавать какой-либо продукт, обладающий новизной и оригинальностью.

Что такое Креативность:

– это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, игра на сцене и т. п.), но любые жизненные ситуации, в которых присутствует новизна и неопределенность.

– это комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Она не сводится ни к какому-то единичному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.).

- Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения».

- Креативность управляема и развиваема – ее можно активизировать и тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных игровых ситуаций.

Игра «Мозговой штурм»

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас я начну игру, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого".

Обсуждение

"В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?",

"Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?",

"Что вам помогало справляться с поставленной задачей?"

Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности. Для более отчетливого их проявления ведущий побуждает участников реагировать быстро, т.е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека. В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.

Действительно, у многих из нас есть сформированный еще в детстве стереотип "Нельзя заставлять себя ждать". В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа.

Среди состояний, возникающих в ходе выполнения задания, участники называют волнение, тревогу, смущение. Возникает идея оценивания: ".все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше". Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности как стереотипы, желание во чтобы то ни стало сделать правильно ("я молчала, потому что искала лучший вариант"), ориентация на одобрение, сниженная самооценка.

К внешним барьерам проявления креативности (творчества), которые отчетливо обнаруживают свое влияние в ходе выполнения этого упражнения, относятся: временное ограничение (ситуационный стресс-фактор), оценивание (эту реакцию участники сами приписывают окружающим их людям).

Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению творчества.

Игровой сюжет

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один Царь. Захотел изменений у себя в царстве, чего-то новенького захотелось, чего ни у кого в округе нету. И решил он разыскать самых умелых, сильных, ловких, и смекалистых и взять к себе на службу, в помощь. Разослал весть во все города и села.

Прошло время, и явились к Царю-батюшке умельцы из разных городов. Вышел к ним Царь и говорит:

— Задам я Вам задания- не сложные, только, чур между собой – не совещаться. Каждый задание должен выполнить по-своему. Вот я и посмотрю – одинаково вы мыслите аль по-разному. Если одинаково – то в помощь себе, на службу возьму одного умельца, коли разницы между вами нету. Если по-разному – всех на царскую службу приму. Согласны ли вы с моими условиями?

— Согласны, Царь-батюшка.

— Тогда слушайте мое первое задание…

1 задание.

Инструкция: Я буду говорить вам одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а вы на листе бумаги пишите и рисуете схематично птицу – если это воздух, животного- если это земля, и рыбу – если это вода.

2 задание

упражнение «Клякса»

Описание упражнения. Участникам показывают лист с нарисованной кляксой. Предлагается постараться перерисовать ее на свой листок и дорисовать : животное… явление природы…. предмет…

3 задание

Инструкция: "Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность (творчество) так, как вы ее понимаете.

Игра «ХРОМАЯ ОБЕЗЬЯНА»

Цель: Снижение эмоционального напряжения.

Содержание: Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. Затем ве­дущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут, и засекает время. Засмеявшиеся выходят в середину круга. В конце все участники оказываются там и вместе весело смеются.

В группе могут оказаться «провокаторы». Поэтому следует предупредить ребят, что изображать хромую обезьяну не нужно, важно просто не думать о ней.

Рифлексия Упражнение «Рифмовки»

Описание упражнения. Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. В частности, можно предложить такие фразы:

♦ Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

♦ Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили…

♦ Креативность – что за птица?.

♦ Нам запомнилось так ярко…

♦ Завершается наш тренинг…

Релаксация «Радуга»

Категория: Психологу
02.12.2017 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!