СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Третье поколение ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Третье поколение ФГОС

С 1 сентября 2022 года первые и пятые классы всех школ на территории Российской Федерации начали работу по обновлённым ФГОС, или ФГОС третьего поколения. Решение о переводе на обновлённые ФГОС других классов начальной и основной школы образовательная организация принимает самостоятельно.

В нашей школе на ФГОС-3 перешли только 1 и 5 классы. Какие изменения вносит ФГОС-3 в образовательный процесс, какие требования предъявляет к школам и какие возможности открывает? Рассмотрим подробнее отличия ФГОС третьего поколения.

Первое и самое важное изменение

Теперь на всей территории Российской Федерации вводится единое содержание образования. Это, несомненно, большой плюс. Создан сайт «Единое содержание общего образования», с которым все учителя страны работали при создании рабочих программ и продолжат работать при создании занятий цикла «Разговоры о важном».

На период 2022-2023 учебного года ещё не были выпущены единые учебники, поэтому школы начали реализацию ФГОС-3 со старыми учебниками. Содержание учебников не вполне соответствовали требованиям ФГОС. Например, в содержании предмета «Математика. 5 класс» по ФГОС-3 некоторые темы изучались по учебнику «Математика. 6 класс» (Автор Мерзляк и др.). Ограничиться материалом одного учебника учитель не имел права. В 2023- 2024 учебном году обещают, что заниматься уже будем по новым единым учебникам.

Второе изменение напрямую связано с первым

До внедрения ФГОС-3 планируемые предметные результаты были сформулированы на уровень образования. Мы понимали, чему должны научить выпускника 4, 9 или 11 класса. Теперь предметные результаты конкретизированы по годам обучения. Учитель имеет право передвигать темы, перераспределять часы на изучение тем предмета внутри одного года обучения, не искажая содержания. Но перемещать темы по годам обучения нельзя. Мы обязаны создать условия, при которых ребёнок, переезжая, например, из одного региона в другой, смог легко включиться в образовательный процесс, попав в ту предметную ситуацию, из которой он вышел.

Третье изменение

С внедрением ФГОС-3 школа получила очень много свободы в части составления учебного плана. Теперь при составлении учебного плана образовательная организация (ОО) ограничена лишь тремя факторами:

1. школа должна обязано включить в обязательную часть учебного плана предметы, указанные во ФГОС,

2. школа обязана соотнести аудиторную нагрузку с санитарными требованиями,

3. школа обязана за 4 года обучения с 1 по 4 класс выдать ребёнку от 2954 до 3190 часов, за 5 лет обучения с 5 по 9 класс – от 5058 до 5549 часов.

Всё остальное – в руках образовательной организации. Что это значит? Разберёмся на конкретном примере. В 5 классе на изучение всех предметов в неделю отводится 29 часов. Из них на русский язык – 5 часов, на литературу – 3 часа, на иностранный язык – 3 часа, на математику – 5 часов, на историю – 2 часа и т.д. Например, педагогический коллектив и родительская общественность решили открыть математический класс и выделить на изучение математики 6 часов. При этом нужно помнить, что общее количество часов не меняется, их 29. То есть 1 час мы должны откуда-то забрать. Где гарантия, что ребёнок в 5 классе точно определился со своими предпочтениями в выборе направления обучения? Её нет, поэтому большинство школ, в том числе и наша, решили отказаться от столь ранней профилизации обучения, сохранили стандартное распределение часов, чтобы дать детям полноценное базовое образование.

Четвёртое изменение

ФГОС-3 закрепил право выбора, изучать или не изучать второй иностранный язык, родной язык и родную литературу. Но это изменение касается только тех, кто в 2022 году начал обучаться по обновлённым ФГОС (у нас это 1 и 5 классы). Остальные дети обучаются по старым стандартам. Поэтому у них перечисленные предметы в программах остаются. У тех, кто перешёл в 6, 7, 8 и 9 классы, второй иностранный, родной русский и родная литература должны быть в аттестатах.

Пятое изменение

Это изменение - цифровизация образования - наделало много шума в СМИ. Родители, помня дистанционное обучение, выступали с петициями и открытыми письмами. В действительности цифровизация образования призвана обеспечить всем детям равные возможности обучения. В каждой школе есть дети, которые обучаются по индивидуальному учебному плану. В основном это ребята, имеющие тяжёлые заболевания или переведённые родителями (по разным причинам) на очно-заочную форму обучения. Для таких детей в каждой школе должен быть создан банк цифровых образовательных ресурсов. В тематических планированиях Рабочих программ предметов появилась графа «Электронные образовательные ресурсы». Сейчас она заполнена примерными ссылками. В течение года каждый учитель наполнит её ссылками на видеоуроки, презентации, практикумы и пр., чтобы каждый ребёнок (обучается он в школе или дома) мог получить полноценное образование.

При разработке рабочих программ по предметам мы пользовались, и рекомендуем следующие интернет- ресурсы:

  1. Конструктор примерных рабочих программ на сайте https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm,
  2. На сайте ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр» размещены примерные рабочие программы (https://dporcchap.ru/fgos/fgos-noo/) без календарно-тематического планирования, в связи с этим рекомендуем воспользоваться конструктором (https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm) для его создания и размещения в АСУ РСО.

Коллеги! Впереди у нас очень много работы. Вперёд, в новый 2023-2024 учебный год.

Удачи и терпения!

Категория: Всем учителям
15.08.2023 23:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!