СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовые программы – новый формат обучения пожарной безопасности. С 01.03.2022 начинает действовать Приказ МЧС РФ от 05.09.2021 № 596, который утверждает Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типовые программы – новый формат обучения пожарной безопасности

С 01.03.2022 начинает действовать Приказ МЧС РФ от 05.09.2021 № 596, который утверждает Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности (далее – Типовые программы). Что же изменится с нововведением?

Предпосылки: почему потребовались Типовые программы?

До 01.03.2022 действует Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645, утверждающий Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». Указанные нормы устанавливают требования к обучению мерам пожарной безопасности работников организаций, в том числе с отрывом от производства. А когда в силу вступит Приказ № 596, утверждающий Типовые программы, как это отразится на работе учреждения?

Нет единых требований к программам обучения

Обучение отдельных категорий работников мерам пожарной безопасности проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области пожарной безопасности (далее – дополнительная профпрограмма). Данное обучение требует наличия лицензии. Поэтому дополнительные профпрограммы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Такие профпрограммы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.

Примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых приведены в приложении 3 к Приказу № 645, например:

  • для киномехаников;

  • для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану организаций, и руководителей подразделений организаций;

  • для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;

  • для воспитателей дошкольных учреждений;

  • для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность лечебных учреждений;

  • для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений;

  • для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность жилых домов;

  • для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах).

Содержание дополнительной профпрограммы определяется образовательной программой. И зачастую образовательная организация самостоятельно определяет требования к профпрограмме обучения – не факт, что правильно и в полном объеме.

Итак, предпосылками для разработки Типовых программ стало, с одной стороны, отсутствие единообразия подходов к составлению профпрограмм образовательными организациями, с другой – недостаток информации для разработки структуры и содержания дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности этими организациями. Иными словами, разработчикам требовались единый алгоритм составления дополнительных профпрограмм и единая их структура.

Изменения текущей ситуации

Существовала и третья предпосылка для создания и утверждения Типовых программ – законодательные изменения.

В 2009 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Техрегламент). Цель принятия данного закона – защита от пожаров жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. Техрегламент определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

За период с 2009 года также были отредактированы своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, национальные стандарты, иные профильные документы.

Все корректировки требовались для снятия избыточной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, а также для приведения положений нормативных правовых актов в соответствие с достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

Не «пылился на полках» и Приказ № 645 – с 2015 в него вносились изменения, в том числе для переработки примерных программ обучения мерам пожарной безопасности. Но все равно указанные программы по содержанию не отвечали современному уровню знаний в области пожарной безопасности. Это сказывалось на качестве профобразования и, как следствие, на уровне пожарной безопасности в организациях.

Как создавались Типовые программы

Количество внесенных поправок в законодательство и изменение текущей ситуации привели к качественному повороту – в рамках обсуждения вопросов обучения мерам пожарной безопасности МЧС, Минобрнауки, Минпросвещения и Минтруд выработали общую позицию о необходимости внесения изменений в законодательство об образовании и законодательство о пожарной безопасности.

Для начала требовалось закрепить полномочия разработчика Типовых программ, являющихся основами для обучения пожарной безопасности. Поэтому в п. 7 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Федеральным Законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ был введен пп. 8, устанавливающий право утверждения типовых программ в области пожарной безопасности за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в этой области (за МЧС).

Также Закон № 170-ФЗ закрепил основополагающие положения, в соответствии с которыми обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам, а дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности, в свою очередь, осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации.

Как нововведение повлияет на процесс получения знаний?

Целью программы обучения является подготовка слушателей и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты (п. 7 Приказа № 596).

Образовательные организации скорректируют программы

Нововведение в первую очередь потребует дополнительных действий от разработчиков и реализаторов дополнительных профпрограмм. Они должны будут «настроить» свои продукты под Типовые программы, которые устанавливают требования исключительно к программам обучения, разрабатываемым образовательными организациями.

Применение Типовых программ будет гарантировать получение полного объема необходимых знаний независимо от того, какая организация выбрана в качестве обучающей.

Итак, в соответствии с законодательством об образовании лица, осуществляющие трудовую деятельность, будут обучаться мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам, подготовленным образовательными организациями, на основе утверждаемых Приказом № 596 Типовых программ.

Дополнительные профпрограммы также будут разрабатываться индивидуально для каждого лица или каждой организации в зависимости от вида предпринимательской деятельности, структуры и численности работников, с учетом потребностей заказчика (п. 6 ст. 76 Закона об образовании).

Приказ № 596 не изменяет обозначенные условия.

Что изменится для обучающихся?

Пожарно-техническому минимуму должны обучаться руководители, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность (п. 31 Приказа № 645 (Письмом МЧС РФ от 13.02.2020 № 19-16-260 сообщается, что данный документ действует в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности)). Форма обучения – с отрывом от производства или без отрыва – зависит от должности обучаемого (п. 35 Приказа № 645).

Согласно п. 36 Приказа № 645 с отрывом от производства обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам проходят:

  • руководители и главные специалисты, а также лица, исполняющие их обязанности;

  • работники, ответственные за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа;

  • руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

  • специалисты, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

  • руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

  • водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

  • по решению руководителя – иные категории работников.

В пункте 39 Приказа № 645 перечислены категории работников, которых можно обучать непосредственно в учреждении, без отрыва от производства:

  • руководители подразделений;

  • руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

  • ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

  • охранники (при круглосуточной охране);

  • лица, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ;

  • педагоги дошкольных образовательных учреждений;

  • добровольцы, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Организовать обучение пожарно-техническому минимуму работников без отрыва от производства должен руководитель учреждения (п. 34 Приказа № 645). Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводит руководитель организации или ответственный за пожарную безопасность, имеющий соответствующую подготовку (п. 40 Приказа № 645). Такое обучение не требует лицензирования, в отличие от обучения с отрывом от производства (Письмо МЧС РФ от 20.10.2016 № 19-2-4-4259, Письмо Рособрнадзора от 25.04.2014 № 01-52-716/06-1730).

С введением Типовых программ новые обязанности, запреты для обучаемых – физических и юридических лиц не появятся, увеличения трудозатрат и (или) затрат иных ресурсов не потребуется.

Повысится качество получения образования, поскольку программы образовательных организаций будут «подтянуты» под стандарты.

Чему будут обучать?

В результате освоения дополнительной профпрограммы слушатели должны получить определенные знания, умения и навыки, которые перечислены в Приказе № 596.

Какие получат знания?

Согласно п. 9 Приказа № 596 обучающиеся должны знать:

  • требования пожарной безопасности – законодательства РФ для объектов защиты организации;

  • порядок обучения работников мерам пожарной безопасности;

  • перечень нарушений, которые заведомо создают угрозу возникновения пожаров и загораний;

  • нарушения технологического процесса производства, которые могут создать условия возникновения пожара;

  • организационные основы обеспечения пожарной безопасности на своем объекте;

  • требования к разработке приказов, инструкций и положений, устанавливающих противопожарный режим на объекте, регламентирующих обучение работников мерам пожарной безопасности;

  • особенности обеспечения противопожарной защиты объекта.

Какие получат умения?

Согласно п. 10 Приказа № 596 слушатели должны уметь:

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения;

  • анализировать состояние пожарной безопасности организации, разрабатывать документы, устанавливающие должный противопожарный режим на объекте, обучать работников мерам пожарной безопасности;

  • разрабатывать противопожарные мероприятия, программы противопожарных инструктажей;

  • организовывать и проводить обучение мерам пожарной безопасности, учения и тренировки по эвакуации людей и материальных ценностей;

  • правильно действовать в случае возникновения пожара.

Какие получат навыки?

Согласно п. 11 Приказа № 596 слушатели должны владеть:

  • практическими навыками применения первичных средств пожаротушения и осмотра до и после их использования;

  • навыками профессионального и эффективного применения приобретенных знаний и умений.

Какова структура дополнительной профпрограммы?

В основу программы ляжет модульный принцип представления содержания обучения и построения учебных планов. Это позволит дифференцированно подойти к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта. Программа может быть дополнена модулем обучения, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации-заказчика.

Из чего строить структуру?

Приказ № 596 включает пять модулей – это «кирпичики», из которых будет состоять разрабатываемая образовательной организацией дополнительная профпрограмма. В каждом модуле – несколько тем.

Например, модуль 4 «Система предотвращения пожаров» состоит всего из двух тем: «Способы исключения условий образования горючей среды» и «Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания». А модуль «Системы противопожарной защиты» включает целых тринадцать тем.

Пять профпрограмм – готовые решения

В приложениях к приказу – пять типовых дополнительных профессиональных программ:

1. Для руководителей организаций, лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации (повышение квалификации).

2. Для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа (повышение квалификации).

3. Для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

4. Для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно.

5. Для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике» (профессиональная переподготовка).

Как будет проходить обучение?

Дополнительные профпрограммы предусматривают минимально допустимые сроки их освоения (в том числе практической части), цель и планируемые результаты обучения, учебные планы, оценку качества освоения программ.

Условия обучения

Минимально допустимый срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности будет менее 16 часов, в том числе практической части – не менее 4 часов.

Слушателями могут быть только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для руководителей организаций, для ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в том числе в обособленных структурных подразделениях организации), Типовой программой предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучения – итоговая аттестация.

Форм обучения три: очная, очно-заочная, заочная – в зависимости от возможностей образовательной организации.

При повышении квалификации допустимо применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также использование сетевой формы реализации дополнительной профпрограммы (п. 6 Приказа № 596).

Завершение обучения

Качество освоения дополнительной профпрограммы будет оцениваться по трем направлениям:

  • текущий контроль успеваемости;

  • промежуточная аттестация по каждому разделу;

  • итоговая аттестация.

Формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно.

Слушатели, у которых итоги промежуточной аттестации неудовлетворительны, не получат допуск к итоговой аттестации.

Если итоговая аттестация пройдена, слушателям выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации).

В случае, когда итоговая аттестация не пройдена, или дополнительная профпрограмма освоена не до конца, лицам полагается справка об обучении или о периоде обучения.

Бланк удостоверения и справки образовательная организация разрабатывает самостоятельно.

Занесение информации в реестр

В рамках приведения специальной нормативной базы в сфере обучения мерам пожарной безопасности в соответствие с общими нормами законодательства об образовании сведения о документах об образовании и (или) квалификации, об обучении, выданных образовательными организациями, будут вноситься в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФРДО ДПО) (Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 825).

Регистрация документов об образовании и (или) квалификации в ФРДО ДПО поможет контролировать качество обучения работников (сотрудников) в организациях.

Итог

Таким образом, Приказ № 596, вступающий в действие с 01.03.2022, определяет единые требования к дополнительным профпрограммам, которые подготавливаются образовательными организациями.

Единый подход к разработке дополнительных профпрограмм и последующему обучению мерам пожарной безопасности будет гарантировать получение знаний надлежащего качества всеми слушателями независимо от выбора образовательной организации. Повышение качества профильного образования, в свою очередь, положительно отразится на уровне пожарной безопасности в организациях.

Категория: Прочее
10.12.2021 10:01


© 2021 190

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!