СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовая методика на современном этапе обучения иностранным языкам. Виды тестирования. Подготовка к работе с тестами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время много говорится об оптимизации учебного процесса, что ведет к повышению эффективности преподавания иностранного языка. Большую роль здесь играет контроль обученности. В связи с этим мы можем говорить о возрастающем значении тестирования учащихся в процессе обучения.

Выбор мною данной темы основан на том, что в настоящее время все шире практикуется применение различных тестовых заданий на вступительных экзаменах в вузы, а также обсуждается вопрос о проведении единого государственного экзамена по иностранному языку в форме теста. Тестирование становится неотъемлемой частью учебного процесса, а, следовательно, мы должны уделять достаточное внимание подготовке учащихся к выполнению тестов, знакомить их со всем разнообразием тестовых заданий, а также правильно применять тестовую методику в преподавании иностранного языка.

В тестировании важен не только контроль, но и обратная связь. В статье В.И. Кувшинова «Тестовый контроль в процессе обучения иностранным языкам» говорится: «Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий… Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, с другой – самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников». Постоянный контроль работы учеников подталкивает самого учителя к поиску новых путей и методов преподавания иностранного языка, к выбору наиболее эффективных способов обучения, то есть способствует расширению творческой деятельности учителя.

Работая с тестами, нужно четко представлять себе, что выявляет и чему способствует тестирование, каковым должно быть качество тестов и какие виды тестового контроля применяются в современных методиках.

В статье Л.Г.Денисовой и В.Н.Симкина «Об итоговом контроле обученности иностранным языкам» дается следующее определение теста: «Тест – это измерительная процедура, направленная на выявление и измерение специфических проявлений языкового поведения, составляющих компонентов языковой компетенции. Внешне это может быть выражено в специальной системе вопросов и заданий».

Современные тесты отличаются своей многоуровневостью, независимостью от учебных методик или преподавателя. Они также проверяют все четыре вида деятельности учащихся – чтение, аудирование, говорение и письмо. Проводя классификацию тестов, мы также должны помнить, что проверяется тестами и какими видами работы это достигается.

Проведем классификацию тестов. Первое деление по видам речевой деятельности дает нам четыре группы тестов: тесты, проверяющие навыки чтения, письма, устной речи и аудирования. В отдельную группу можно выделить тесты, проверяющие навыки владения лексикой и грамматикой, которые мы называем лексико-грамматические.

В первую группу выделим лексико-грамматические тесты, которые можно разделить на лексические и грамматические.

  1. Лексические тесты проверяют навыки орфографии, словообразования, различение слов, близких по значению или написанию, то есть синонимов и омонимов. Например: глаголы do, make – делать и глаголы lie - лгать и lie - лежать.
  2. Грамматические тесты проверяют навыки владения различными грамматическими явлениями, а именно:

- употребление времен английского языка в активном и пассивном залоге;

- согласование времен4

- употребление неличных форм глагола, герундия, инфинитива и инфинитивных конструкций и причастных оборотов;

- употребление модальных глаголов;

- употребление конструкций сослагательного наклонения;

- употребление степеней сравнения прилагательных и наречий;

- употребление артиклей, предлогов, местоимений и т.д.

Вариантами заданий в таких тестах могут быть:

- выбор правильного ответа (множественный выбор);

- постановка предложенных слов в правильную форму;

- преобразование, составление или завершение предложений;

- исправление ошибок;

- соединение двух частей предложения в одну.

Часто составляются единые лексико-грамматические тесты, проверяющие навыки владения всеми вышеназванными темами. Такие тесты можно встретить на вступительных экзаменах, на олимпиадах, а также при проверке усвоения материала, изученного за длительный период.

Ко второй группе можно отнести тесты на проверку письменной речи. Письмо проверяет навыки передачи мыслей на иностранном языке, умение работать с документацией; извлекать информацию из таблиц, графиков, аннотаций и т.д. и передавать ее в письменном виде. Среди письменных тестов можно выделить следующие:

- заполнение бланков проверяет умение кратко излагать необходимую информацию личностного и делового характера;

- описание таблиц и графиков проверяет умение извлекать, систематизировать и кратко передавать полученную информацию в логической последовательности, а также умение пользоваться речевыми клише;

- написание личного и делового письма проверяет владение деловой этикой и знание общепринятых норм общения и связанной с ними лексикой, то есть знание этикета;

- диктанты проверяют понимание иностранной речи на слух, знание лексики, орфографии и грамматики; умение писать и быстро соотносить звуковой и графический образ слова;

- написание краткого реферата, эссе, сочинения на заданную тему, проверяет умения изложить свои собственные мысли и сделать выводы. Важной чертой такой работы является соблюдение логической последовательности высказывания, абзацев, умение соотносить и противопоставлять факты и употребление слов-связок, таких, как: however, yet, so, thus, otherwise, to sum up, in conclusion и т.д.

В третью группу можно выделить тесты по чтению. Чтение проверяет уровень понимания и извлечения информации, представленной в письменной форме. Здесь наиболее часто встречаются два вида тестов: тексты с пропусками(close tests) и тексты с различными заданиями.

  • tests проверяют умение восстанавливать недостающие смысловые связи, опираясь на контекст. Здесь могут быть предложены небольшие тексты с пропущенными словами, которые сам тестируемый должен вставить, опираясь на смысл. Также учащимся могут предлагаться более крупные тексты с пропущенными предложениями, которые обычно помещаются после текста и которые предлагается расставить по своим местам согласно содержанию.

Задания выдаются одновременно с текстом, и учащиеся должны обращаться к источнику во время выполнения заданий, то есть используется метод поискового чтения. Диапазон же самих заданий расширяется и усложняется. Кроме вышеназванных, встречаются и такие, как:

- выбор правильного перевода;

- подстановка нужного слова;

- определение, к кому или к чему могут относиться высказывания из текста;

- определение, как соотносятся друг с другом события или явления, упоминаемые в тексте;

- выбор заголовка к различным частям текста;

- заполнение схем;

- восстановление порядка следования событий или этапов какого-либо процесса;

- определение, противоречат или нет предложенные высказывания содержанию текста или идеям автора;

- поиск заданной информации (дат, имен, событий и т.д.);

- определение основной идеи текста;

- описание деталей или порядка работы приборов в технических текстах;

- комплектование предложений;

-заполнение таблиц, форм, диаграмм;

- классификация явлений, событий и другие задания.

Четвёртая группа – тесты по аудированию. Аудирование проверяет уровень понимания и извлечение информации из устного сообщения. Само по себе аудирование считается достаточно сложным видом работы, которая требует большого внимания и сосредоточенности. Ранее над заданиями по аудированию предлагалось работать по памяти после прослушивания текста, как и с текстами по чтению. Обычно текст прослушивался дважды, а затем учащиеся получали образцы заданий. Теперь тесты по аудированию также меняются. Учащимся предлагается одновременное прослушивание и выполнение заданий. Это означает, что тест по аудированию максимально приближается к естественной обстановке. Ведь в обычной жизни, слушая речь другого человека, мы и наблюдаем, и имеем возможность сразу реагировать. Те же условия создаются и тестом по аудированию, то есть учащийся одновременно слышит, видит и реагирует. В современных тестах предлагаются не только монологи, но и диалоги и даже полилоги. В таких тестах могут быть и шумовое сопровождение, и различные диалекты.

Задания в таких тестах многообразны. Перед началом прослушивания предлагается короткое время для ознакомления с заданием и требованиями к его выполнению. Иногда дается образец ответа. Ответы обычно записываются в краткой форме. Задания по аудированию могут быть такие, как:

- заполнение таблиц;

- определение местонахождения по карте или схеме;

- множественный выбор;

- соотнесение друг с другом фраз или частей предложений;

- подстановка слов, цифровых значений;

- ответы на вопросы;

- заполнение схемы, диаграммы, бланка;

- комплектование предложений;

- вывод основной идеи и другие виды работы.

Тесты по аудированию проверяют умения учащихся извлекать специфическую и фактическую информацию из прослушанного; идентифицировать говорящих; идентифицировать отношения между идеями и приведенной информацией, такие, как причина и следствие, порядок следования событий, сравнение. Они также проверяют умение следовать устным инструкциям и наставлениям; идентифицировать имена, даты, время; распознавать, что сообщает говорящий – факты, предположения или мнения; делать заключения и выводы.

К пятой группе можно отнести тесты по устной речи. Эти тесты проверяют коммуникативные умения учащихся, владение лексикой; умение высказывать свое мнение, давать оценку, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, реагировать на реплики и замечания, указывать местонахождение объекта и т.д.

Устная речь имеет различные формы. Это может быть:

- монологическое высказывание: описание рисунка, высказывание на заданную тему. Оно не должно быть длинным. Здесь проверяется умение передать необходимую информацию в сжатой форме, корректность и логичность оформления речи и использования языковых единиц.

- диалогическая речь: диалог-расспрос, запрос информации, указание направлений, обсуждение события, литературного произведения, фильма и т.д. Здесь требуется быстрота реакции, понимание реплик партнера.

Задания этого теста обычно воспроизводят естественные ситуации и предполагают умения делать выводы, обобщать, говорить на общие глобальные темы. Учащиеся должны уметь дать личностную оценку обсуждаемым фактам, явлениям, используя при этом лексику личностного и оценочного характера.

В отдельную шестую группу можно выделить тематические тесты на знание культурных, исторических, географических, политических, экономических и других сведений о стране изучаемого языка и своей собственной. Эти тесты используются в школьных олимпиадах, викторинах, различных конкурсах и в процессе изучения иностранного языка. Они помогают поддерживать межпредметные связи, развивают познавательные способности учащихся и повышают их интерес к изучению иностранного языка.

Для чего нужна классификация тестов? Учителю необходимо ориентироваться во всем многообразии тестовых заданий. Классификация даст ему эту возможность, а также она позволит учителю планировать свою работу над тестами, а следовательно, и прогнозировать результаты своей работы. Она поможет учителю сохранить и лучше распределить свое рабочее время и направить его на практическую работу с учащимися. Проведя данную квалификацию тестов, хочется еще раз подчеркнуть, что тестирование часто включается в экзамен по иностранному языку, где применяются тесты, проверяющие все виды речевой деятельности. Такое тестирование подводит итог и выявляет общий уровень подготовки учащихся по иностранному языку.

Итак, тестирование контролирует качество обученности. Но неправы те учителя, которые считают, что если тесты призваны проверять качество знаний, то ученику можно дать любое тестовое задание, и он должен справиться с ним, если он обладает достаточно высокой языковой подготовкой. Это не так. Если учащийся не выполнял какие-либо задания или не приучен к работе с тестами, нецелесообразно сразу подвергать его тестированию, так как очень часто, столкнувшись с незнакомыми требованиями, ребенок теряется, и из-за этого значительно снижается качество его работы. В этом случае тестирование неспособно дать реальную оценку подготовки учащегося. Кроме того, если у ребенка не сформирован навык видения и выделения главного в задании, можно сказать, что он вообще не готов к работе с тестами. Это касается не только иностранного языка, но и других предметов, то есть необходимо подготовить детей к тестам.

Актуальность тестовой методики очевидна. Поэтому уместно остановиться на некоторых принципах подготовки учащихся к тестированию.

  1. Работа должна вестись регулярно и охватывать все виды речевой деятельности. Ученики и учителя должны осознавать, что тестирование является важной составной частью учебного процесса.
  2. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что от них требуют задания того или иного теста. Это достигается частыми и разнообразными упражнениями. Задания должны ставиться только на иностранном языке. Кроме того, учитель должен ознакомить своих учеников с лексикой, наиболее часто употребляемой в постановке заданий, и закрепить ее в процессе практической работы. Четкое понимание формулировки задания помогает ученику справиться с нервозностью и работать над тестом более собранно и быстро.
  3. Выполняя задания различных тестов, в процессе обучения следует идти от более простых к более сложным, постепенно расширяя их, усложняя и дополняя новыми вариантами работы. Учащиеся должны знакомиться с новыми заданиями не во время теста, а в процессе урока. Во время тестирования нельзя терять время на привыкание к новому виду работы. Таким образом, у учащихся постепенно формируются навыки работы с тестами, исчезает фактор страха перед новым заданием. Например, обучая аудированию младших школьников, можно предложить им для прослушивания короткий сюжетный текст и для начала дать им задание в устной форме. Предложить ответить на 2-3 простых вопроса. Затем такое же задание выполняется письменно. На третьем этапе можно предложить вставить пропущенные слова в предложениях, одновременно прослушивая этот же текст. Упражнение выполняется на заранее приготовленных карточках. В следующий раз, проводя аудирование, можно убрать первый этап работы, затем второй, а после третьего этапа, ставшего уже хорошо знакомым, добавить новое задание, например задание на множественный выбор. Когда дети привыкают к выполнению одних заданий, можно предлагать им новые, не забывая, однако, о повторении.
  4. Работа над текстами должна вестись по строгому плану и должна быть мобильной и вариативной. Это не означает, что на уроке все внимание должно уделяться только тестированию, так как тестирование – это все же контроль, а прежде чем контролировать, надо научить. Итак, строить весь урок только на подготовке к тестированию нельзя, но и забывать о необходимости контроля знаний тоже нельзя. Тестовые задания должны вписываться в урок логично и ненавязчиво, но на каждом задании нужно задерживать внимание ученика, используя при этом различную тактику и методы работы.
  5. Не следует забывать, что тестирование проверяет различные виды речевой деятельности, и мы должны уделять достаточное внимание каждому из них, то есть работу над тестами нужно привязывать к тому виду деятельности, которому отдается предпочтение на каждом конкретном уроке. Например, если большая часть урока посвящена устной речи, то можно внести в эту работу элементы теста, проверяющие коммуникативные навыки. Это может быть карточка с заданием по диалогической речи, или можно предложить учащимся небольшую проблему и попросить их высказать свое мнение. При этом ученики должны не только выразить свое отношение к проблеме, но и кратко аргументировать его. Таким образом, ребенок учится сосредотачиваться на основной мысли и развивать ее, используя только информацию первостепенной важности. Высказывания не должны быть слишком большими, така как в обычной жизни наша речь достаточно коротка, и нам далеко не каждый день приходится вести длинные монологи. Именно здесь важно использовать личностную и оценочную лексику. Именно в такой работе она запоминается легче всего.
  6. Необходимо следить, чтобы тесты выполнялись в рамках отведенного для них времени, и учащиеся не выходили из этих временных рамок, то есть в процессе работы над тестами у учащихся должны сформироваться скоростные навыки выполнения теста, что также достигается регулярными упражнениями. Это означает, что у учащихся должен сформироваться навык видения главного в задании и моментального планирования своей работы в процессе тестирования.
  7. Ответы на задания должны содержать запрашиваемую информацию и записываться в краткой форме, если это письменные тесты, и они не ставят целью изложение материала в связной форме, как в диктанте, сочинении. Краткой записи ответов тоже необходимо учить.
  8. Учащихся надо знакомить с различными речевыми клише и лексикой, помогающими правильно оформлять речь, выражать свое отношение и давать оценку, что также требуется при выполнении тестов и учитывается при их проверке.
  9. После выполнения и проверки тестовых заданий необходимо проводить анализ качества выполнения теста, делать разбор ошибок. Важно также вести учет, показываемых учащимся результатов, и наблюдать, имеется ли прогресс. Это позволит учителю откорректировать свою работу, внести в нее необходимые изменения, подойти к каждому ученику индивидуально.

Итак, тестирование является важным видом учебной деятельности. Обучая тестированию, мы учим ребенка мыслить более логично, развиваем у него другие модели мышления, учим нестандартному подходу к заданию, готовим его к тому, что в тесте может быть подвох. Ребенок должен дать ответ только после того, как сравнит данные теста и сделает вывод. Работая с тестами, он вырабатывает свою тактику, свой подход и свое видение проблемы. Но главное, что мышление становится более организованным. Ученик в состоянии отбросить все лишнее и не тратить силы на решение ненужных или несвоевременных задач.

На современном этапе обучения тестовый контроль поднялся на более высокий качественный уровень:

- он касается всех видов речевой деятельности;

- он более приближен к жизненным ситуациям;

- тесты стали разнообразнее и интереснее;

- тесты требуют планомерной и регулярной подготовки, наблюдения за результатами тестирования.

Тесты развивают аналитические способности учащихся; умение выделять главное, обобщать и делать выводы; дисциплинируют мышление; развивают логику, выявляют качество усвоения языкового материала и помогают прогнозировать будущие учебные результаты. Все это помогает и в освоении других учебных предметов, то есть затрагиваются также и межпредметные связи.

Таким образом, тестированию необходимо уделять достаточно серьезное внимание в планировании учебного материала и в процессе изучения иностранного языка.

Список литературы:

  1. Денисова Л.Г. Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам/ИЯШ.-1995.-№2
  2. Кувшинов В.И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку./ИЯШ.-1992.-№2
  3. Симкин В.Н. Осторожно: тест./Ияш.-1996.-№5.
  4. Барановская Т.В. Тесты по грамматике английского языка. 2011
  5. Кукушкина И.А. Тестовая методика на современном этапе обучения иностранным языкам./АЯШ.-2003.-№2
  6. ЕГЭ 2010 Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся.
10.10.2017 21:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!