СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тест-картинка «Человек под дождем»
Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи — и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.
Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.
Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.
Манера рисования
Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.
Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то — нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.
Штриховка — напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии — ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.
Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») — малыш ищет одобрения, поддержки.
Цветовая гамма
Очень яркие оттенки — склонность преувеличивать значение неприятных событий.
Темные тона — боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.
Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды — осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.
РАДУГА, СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ, РАСТУЩИЕ ПОД ДОЖДЕМ ГРИБЫ — СТРЕМЛЕНИЕ К ЛУЧШЕМУ, МАЛЫШ ВНУТРЕННЕ ГОТОВ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ
Антураж
Чем больше капель дождя, тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки — малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.
Тучи — угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто — упадническое настроение.
Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.
Зонт — символ связи с родителями; раскрытый — ожидание помощи от мамы, закрытый — от отца.
Отсутствие зонта, крыши — инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.
Образ персонажа
Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский — пассивность, доминирование интуиции. «Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных). Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек — рассудительность, ребенок — потребность в опоре.
Большая голова — высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.
Крупный торс — символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький — ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.
Лицо: плохо прорисовано — нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально — активность, значимость отношений с другими людьми.
Руки: разведенные в стороны — открытость; спрятанные за спиной — неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу — символ скованности. Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.
Масштаб, положение
Чем крупнее персонаж, тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, — ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.
Рисунок сверху листа — растерянность, уход в мир фантазий. Внизу — подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре — готовность решать проблемы.
Смещение влево — надежда, что мама придет на помощь. Вправо — привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.
Фигура в профиль, со спины — ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.
Герой повернут влево — малыш сосредоточен на себе, не очень решителен. Повернут вправо — активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.
!Важно!
Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), — подскажите новые способы поведения в стрессе.
Изучаем шедевр
Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие. Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам. Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).
Текст: Галина Смыслова, психолог, арт-терапевт
© 2017, Приданникова Елена Владимировна 614