СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест "ЧЕЛОВЕК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисуночный психологический тест "Человек"

Психологический тест "Человек" специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудинаф–Харриса "Нарисуй человека".

Какую информацию может дать психологичский тест "Человек"?

1. Представление о себе

2. Образ тела человека

3. Уровень интеллекта (при определении уровня готовности к обучению в школе)

Инструкция: "Нарисуй человека" (любого, как хочешь). Если цель теста - определение уровня интеллекта, то можно дать задание: "Нарисуй человека в полный рост так хорошо, как ты умеешь". Важно обращать внимание на то, какие детали ребенок стирает или обводит несколько раз - это так называемые "проблемные зоны".

Материалы: лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

Рисуночный психологический тест "Человек": интерпретация

1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила для интерпретации рисунков):

- человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы - адекватная самооценка;

- маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии - заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

- маленькая, но выше средней линии - компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

- огромная (больше 3/4 страницы) - завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево - человек ориентирован на прошлое ("живет воспоминаниями"), вправо - на будущее ("живет мечтами и надеждами"), находится в центре - на настоящее ("здесь и сейчас").

Фигура неустойчива, наклонена в сторону - неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии - уверенность, "твёрдо стоит на ногах".

Изображен человек своего пола - адекватная полоролевая идентификация. Противоположного пола - существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа "у него много друзей" будет "достаточно социальных контактов" или "не хватает социальных контактов". Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: "У него ОЧЕНЬ много друзей" или "Насчет друзей не знаю". Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 - ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

Голова - сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

Руки - символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы - общение затруднено.

Ноги - ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

Украшения, ресницы, прическа - артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому "проблемные зоны" будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

  • на лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • нет туловища или туловище в виде палочки.
  • нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • нет ступней.
  • нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
  • подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

  • части тела отделены от туловища (не соединены с ним),
  • в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым),
  • изображен не человек (робот, монстр и т.д.),
  • полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры,
  • прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет - нормально),
  • нарисованы внутренние органы.

3. Интеллект

Уровень интеллекта оценивают по детализированности рисунка.

Основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги - за каждую начисляется 2 балла. Парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1.

За пластический (обтекаемая фигура, мягкие линии) способ изображения – 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальная оценка – ноль, максимальная (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) – 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице:

Возраст

Баллы

3г 6м - 4г 4г 1м - 5лет 5л 1м - 6л 6л 1м - 7л 7л 1м - 8л 8л 1м - 9л 9л 1м - 10л 10л 1м - 11л 11л 1м - 13л 13л 1м и старше

4 - 13 8 - 17 14 - 22 18 - 25 20 - 26 22 - 27 23 - 28 24 - 30 25 - 30 26 - 30

Психологический тест "Человек": пример интерпретации

Рисунок человека, мальчик Слава 7 лет.

Первое, что бросается в глаза - нарисованы внутренние органы: кровеносная система, легкие и слухо-речевой аппарат. На лице нет глаз, а завитушки - это улитки внутеннего уха. В данном случае это признак шизоидной акцентуации характера и внешне проявляется как повышенный интерес к организму человека.

Рисунок нормального размера, расположен в центре. Стирания - в области головы (путаница в сфере мышления), левая нога, возможно, была травмирована. Человек нарисунке сконцентрирован внутри себя, на своем внутреннем мире - вокруг нет вообще ничего. Это особенность шизоидной акцентуации - погружение в свой собственный мир фантазий и уход от внешних контактов.

Интеллектуальное развитие:

основные детали: голова, туловище, рот, руки, ноги по 2 балла - 10;

второстепенные: уши, пальцы, ступни по 1 баллу - 3;

промежуточный способ изображения (туловище пластичное) - 2.

Итого 15 баллов - норма для 5-6 лет. Слава едва успевает по программе 1 класса.

30.09.2015 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!